Ольга Головатенко
Познавательно-творческий проект «Ознакомление дошкольников с русской народной игрушкой — матрешкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №51"
Познавательно-творческий проект на тему: "Ознакомление дошкольников с русской народной игрушкой - матрешкой"
Составила и провела: воспитатель второй младшей группы №4 Головатенко Ольга Алексеевна
г. Хотьково. 2016 год
Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта: групповой
Направление: познавательное развитие, речевое, художественно - эстетическое.
Участники проекта:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Ознакомление дошкольников с русской народной игрушкой — матрешкой“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Продолжительность проекта: 2 месяца (апрель-май 2016года)
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, с русской народной игрушкой.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Гипотеза:
Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление. А также матрешка прививает эстетический вкус, умение видеть красоту родной природы в изделиях мастеров.
Проблема:
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель проекта:
Познакомить детей с народной игрушкой – деревянной Матрёшкой. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народной игрушкой и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с произведениями прикладного искусства – на примере игрушки - деревянной Матрешки;
2. Учить детей рассматривать народную игрушку – Матрешку, отвечать на вопросы педагога, расширять словарный запас;
3. Воспитывать у детей интерес, любознательность, эмоциональный отклик на отдельные свойства и качества деревянной игрушки – Матрешки.
Познакомить детей с историей возникновения матрешки
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
Создать предметно – развивающую среду в группе по ДПИ.
Приобщать родителей к совместному с детьми творчеству.
Итогом проекта будет создание музея матрешки
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическое развитие:
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать силуэт матрешки
-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
Прослушивание песен. чтение стихотворений о матрешке
- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Познавательно – речевое развитие:
Показ презентации на тему «Матрешка – народная игрушка»
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
Использовать игрушку в дидактических играх по формированию элементарных математических представлений
Социально – коммуникативное развитие:
- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.
Планируемые результаты:
На уровне педагога:
- создание предметно – развивающей среды в группе;
- создание музея матрешки
На уровне детей:
- повышение интереса у детей к декоративно – прикладному искусству;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
На уровне родителей:
- повышение интереса у родителей к декоративно – прикладному искусству;
- развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
Итог проекта:
1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.
2. Развили интерес детей к дидактическим играм на тему «Матрёшка».
3. Организовали выставку детских работ.
4. Повысили интерес родителей к занятиям детей.
Дидактические игры
«Построй матрешек по росту»
«Найди пару»
«Собери из двух частей матрешку»
Стихи см. Приложение 1
Консультация для родителей на тему как играть с матрешкой ««МАТРЕШКА- МАТРЕШКА, ОТКРОЙСЯ НЕМНОЖКО!»
Альбом для родителей «МАТРЕШКА – ИСТОРИЯ ИГРУШКИ»
Показ презентации на тему «Матрешка – народная игрушка»
НОД ХЭР
Аппликация «Украсим матрешку»
Рисование «Украсим фартук матрешке»
Коллективная работа «Наша матрешка»
Пополнение уголка изданиями:
Костюченко М. «Путешествие по России. Русские промыслы. Головоломки. лабиринты» ООО Изд. «Питер»
Куликовская Т. А. «Народные промыслы» Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий
«Промыслы» Наглядно-дидактический материал для организации занятий с детьми»
Ирина Лыкова «Румяные матрешки» Художественный альбом для детского творчества
"Раскраска. Раскрашиваем и учимся. Народные промыслы"
"Раскраска. Раскрашиваем и учимся. Матрешки"
Т. Деркач "Матрешки. Тетрадь для творчества"
Перспектива на среднюю группу:
Познакомить детей с историей появления русской матрешки и народных игрушек
Показать презентацию о последовательности изготовления матрешки
Привлечь внимание детей к «умным машинам», помогающим в изготовлении матрешки
Рассказать о разнообразии росписей русской матрешки (Семеновской. Полхов-Майдановской, Сергиево-посадской)