Елена Батина
Познавательно-творческий проект «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-творческий
Длительность: краткосрочный.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатель.
Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Удивительное рядом“» размещена в разделах
Цель проекта : расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи образовательных областей
• Активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.
• Развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой).
• Развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей).
1 этап – подготовительный
Методическая работа
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)
Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.
Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
Подбор аудиозаписей по данной теме.
Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.) .
Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
Работа по звуковой культуре речи.
Развитие продуктивной деятельности детей.
Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, лепка) .
Развитие детского творчества.
Чтение наизусть стихотворений об осени.
Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
2 этап – реализация проекта
Социально - коммуникативная
Дидактическая игра:
«Что растёт в лесу осенью?»
«Чудесный мешочек» (овощи, фрукты,
«Сбор грибов»,
«В лес за грибами»,
«Угости белочек грибочками»,
«Малина для медвежат».
Сюжетно - ролевые игры:
«Овощной магазин»,
«Садоводы – огородники»,
«Семья - заготовки на зиму»
Игры - драматизации по произведениям:
«Под грибом» (В. Сутеев,
«Мешок яблок» (В. Сутеев,
«Колосок» на стихотворения Е. Благининой.
Речевое развитие
Беседы по теме:
«Об осени»,
«Как лесные звери готовятся к зиме»,
«Дары осени»,
«Природные явления»,
«В лес за грибами и ягодами»,
«Перелетные птицы»,
Беседы о правильном поведении на природе.
Беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
Познавательное развитие :
Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем.
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.
Чтение и заучивание стихотворений об осени (И. Бунин «Листопад»)
Чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах.
Чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы.
Чтение русских народных сказок «Три поросенка».
Художественно-творческая деятельность
Рисование:
«Золотая осень»
«Осеннее дерево»,
Аппликация:
«На лесной полянке выросли грибы»,
«Дары осени»
Лепка:
«Лукошко с ягодами и грибами»,
«Овощи и фрукты – дары осени»
Разучивание песен об осени.
Слушание аудиозаписей:
«Голоса природы»,
«Пение птиц»,
«Шум леса».
Совместная деятельность детей и родителей.
Конкурс поделок из природного материала
«Удивительное рядом».
3 этап – подведение итогов
1. Организация выставки совместных работ взрослых и детей из природного материала «Удивительное рядом».
2. Организация фотовыставки «Моя семья на природе».
3. Вечер пословиц, загадок и стихов об осени.
4. Выставка детских рисунков «Золотая осень».
Результаты нашей работы.
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:
• в своих рассказах;
• в рисунках;
• в музыкально-ритмических движениях.
Используемая литература:
1. Николаева С. Н. Добро пожаловать в экологию
2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
3. Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень»
4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет