Приложение МААМ

Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания

юлия карикова
Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Наш детский сад углубленно работает по теме экологического воспитания дошкольников и является базовым среди дошкольных учреждений города. Именно эта тема заинтересовала и меня.

Ведь взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом звучание этой проблемы становится все острее, слишком уж великий урон наносит человек живой природе, не осознавая это и порой не задумываясь.

Публикация «Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

Гуманному восприятию природы, сочетание с пониманием его красоты учили К. Д. Ушинский, Ж. Руссо, Г. Песталоцци. К. Д. Ушинский считал, что разумная деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства».

Цель экологического воспитания очень широка и многогранна – эта и формирование экологического сознания и соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганда идей гуманизации, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ведь, красота природы – это красота тела, красота чувств, красота души…

Успех воспитания зависит от умения направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Что нас привлекает в красоте природы? Многое. Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие запахов. Так мы смотрим на луг, лес, речку, смотрим не только глазами, но и сердцем. Тогда мы испытываем восхищение, необходимое и нам взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство.

Наблюдая за детьми, я заметила, что в общении их с природой часто возникает противоречие. С одной стороны они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой стороны проявляют жестокость, равнодушие в обыденной жизни. Ребенок не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно дотронуться, взять в руки. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и ни какие объяснения взрослых не помогают.

Я задала себе вопрос. Почему так происходит? И думаю, что вся проблема в том, что основная масса людей потеряла связь с природой, в итоге изменилось их поведение. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможность увидеть проявление законов природы, взаимосвязей в обыденной жизни.

В начале учебного года я провела диагностику с детьми старшего дошкольного возраста, где определились три уровня экологического отклика детей.

Низкий уровень – составил 34%. Дети делят растения и животных на «плохих» и «хороших», не оказывают помощь, часто совершают отрицательные поступки.

Средний уровень– составил 62% .дети различают понятия ”живая” и “неживая” природа, но равнодушны к ней, не проявляют внимания к растению или животному.

Высокий уровень – составил 4%. дети четко различают понятия “живая” и “неживая” природа, высказывают мнение о единстве человека и природы. Они проявляют сочувствие, желают помочь любым – растениям, животным. Таких детей оказалось немного, в основном преобладал средний уровень экологического отклика.

Я думаю, это еще связано с недостаточными знаниями детей правил взаимодействия с объектами природы. И наша задача помочь детям во всем разобраться не преподнося готовые знания, а через игру, умело и грамотно создавая ситуации, разрешая которые ребенок сам придет к выводу и сделает умозаключение. Через сердце, через свое восхищение, радость и любовь мы учим детей видеть и понимать красоту и разнообразие родной природы, бережно относиться к самой природе.

В своей работе Я прежде всего руководствуюсь идеями гуманизма – это способствует не только приобщению детей к экологической культуре, но и усвоению понятий добра, любви, взаимопонимания.

Особое внимание уделяю идее научности, где на доступном дошкольнику уровне раскрывается единство и взаимосвязь живого и неживого, обеспечивается развитие у ребенка элементарных представлений о причинности явлений в природе, создаётся основа для экологически – целесообразного поведения. И исходя из этого были определены основные задачи: обратите внимание

• Расширение представлений о явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения, о существующих взаимосвязях;

• Формирование основ экологического мировоззрения и культуры, воспитание экологического сознания;

Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

Для успешного решения задач придерживаюсь принципам системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Ведь знакомство с природным миром не только воспитывает экологическую культуру, но и развивает речь, память, мышление, воображение, способствует всестороннему развитию ребенка.

Ознакомление с природой начинается с ближайшего окружения. Для этого я создаю все необходимые условия как в групповой комнате, так и на участке.

Предметно – развивающая среда организована таким образом, чтобы каждый ребенок смог самореализоваться, заниматься интересным для них делом, находить ответы на интересующие вопросы.

Организован уголок живой природы, включающий в себя различные растения, ухаживая за которыми дети совершенствуют трудовые навыки.

В уголке природы много поделок из природного материала изготовленных совместно с детьми и родителями. Создана своя экологическая библиотека, фитобар, центр воды и песка - все это способствует уточнению и закреплению детьми знаний о природе, помогает формированию основ экологической культуры.

Без сомнения, самое интересное место для детей – это «Лаборатория природы», где представлено разнообразное оборудование и различные материалы, которые привлекают детей, где мы вместе с детьми проводим опыты и эксперименты.

Серьёзное внимание уделяю знакомству детей с этнографией, краеведением, животным и растительным миром, в первую очередь родного края. Нами специально разработан экологический маршрут на котором я знакомлю детей с различными природными явлениями и объектами, использую развивающие познавательные игры, провожу наблюдение, после которых предлагаю детям делать схематические зарисовки, потому что они часто не могут вспомнить свои наблюдения.

Так, изучая живую природу, нацеливаю детей на понимание того, что человек – главнейшее звено в биологической цепи, он воздействует на животный и растительный мир, и как нам необходимо себя вести, чтобы сохранить красоту и богатство родной природы.

Познание неживой природы я всегда начинаю с увлекательной науки – астрономии. Рассказываю детям о Солнце, планетах Солнечной системы, звездах. Знакомлю с глобусом, природными явлениями, с полезными ископаемыми.

Применяя способ – моделирования нам с детьми легче решать поставленные задачи. Ребята сами моделируют различные ситуации что по степени достоверности приближается к экспериментированию.

Одной из действенных форм по формированию у детей экологического сознания стали проводимые в нашем детском саду экологические акции.

Акция «Берегиня» направлена против нерационального использования воды детьми и взрослыми. После организованных серий занятий, опытов, дидактических игр мы с детьми делали выводы как экономно и разумно использовать воду. Совместно с детьми и родителями была оформлена экологическая выставка «Вода – это жизнь».

Экологическая акция «Берегите цветы» была организована в начале весны. Мы вместе с детьми сажали цветы, ухаживали за ними, вели наблюдения. И как итог работы – участие в городском конкурсе «Праздник цветов», где наш детский сад получил диплом второй степени.

Акция «Мусор в дело». На примере изготовления поделок из бросового и природного материала мы постарались показать детям отдельные пути вторичного их использования. Привлекли родителей к организации выставки.

Все применяемые методы, приемы, формы работы имеют большое влияние на развитие познавательного интереса к миру природы. В этом я убедилась при проведении повторной диагностики в конце учебного года, где преобладал в основном средний и высокий уровень экологического отклика.

В результате этой работы дети стали внимательнее относиться к объектам природы, совершать осознанные поступки, понимать всю красоту окружающего мира, бережно относиться к растениям и животным.

В нашем детском саду разработана авторская программа по экологическому воспитанию «Прикоснись к природе сердцем».

Эпиграфом к ней служат слова Л. Фесюковой: «Я сорвал цветок и он завял, я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что к прикоснуться к природе можно только сердцем.»

Я сама стараюсь жить по этому принципу и учу этому своих детей. А действительно, люди, давайте любить, беречь, понимать и прикасаться к природе и друг к другу только сердцем.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 20:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем юлия карикова (УИ 211199) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД