МААМ-картинки

Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе

Мадина Гонибова
Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие.

Пояснительная записка

Рабочая программа по познавательному развитию в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,

на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса 2014г. СанПиН 2.4.1.3049.

В средней группе проводится одно занятие в неделю.

Публикация «Познавательное развитие, Пояснительная записка к рабочей программе» размещена в разделах

18 занятий в год.

Продолжительность занятий от 15 до 20 минут.

Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, декабрь - промежуточный, май - итоговый)

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

• Гуманизации;

• Дифференциации;

• Принцип непрерывности и системности образования.

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.

• Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

• Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

Приобщение к социокультурным ценностям.

• Ознакомить с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формировать целостность картины мира.

• Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

• Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная»,

машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

• Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

• Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, музеем, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

• Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.

• Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Ознакомление с миром природы.

• Знакомить с природой и природными явлениями.

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

• Расширять представления детей о природе.

• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

• Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). НРК

• Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др., овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др., с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

• Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

• Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

• Учить детей замечать изменения в природе.

• Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень.

Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

• Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Зима.

• Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

• Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Весна.

• Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Лето.

Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое, чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Задачи:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.

• Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

• Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

• Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

• Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес.

• Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

• Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).

Приобщение к социокультурным ценностям.

• Формировать первичные представленияо малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

• Формировать первичные представления о

• школе.

• Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

• Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения

пожаров и правилах поведения при пожаре.

Ознакомление с миром природы.

• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой. НРК.

• Формировать первичные представленияо природном многообразии планеты Земля.

• Формировать элементарные экологические представления. Формировать понимание того, что человек -часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

• Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

• Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Сезонные наблюдения

Осень.

• Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима.

• Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

• Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

• Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна.

• Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето.

• В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.

Содержание программы :

Познавательное развитие развивает интересы детей,

любознательность и познавательную мотивацию; формирует познавательные действия; развивает воображение и творческою активность; формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Планируемые результаты работы :

• Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия;

• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели возможности видеть;

• С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;

• Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе);

• Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию;

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними.

Технические средства образования:

• Компьютер;

• DVD;

• Экран;

• Мультимедийные системы;

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули;

• Комнатные растения.

Учебно-методический комплект, дополнительная литература:

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014г;

• Картины;

• Муляжи;

• Животные;

• Семена, формочки для посадок;

• П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой»;

• В. В. Гербова ;

• Л. Г. Горькова «Занятия по экологическому воспитанию»;

Публикации по теме:

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе
Опубликовано: 28 августа 2014 в 18:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе» (включая файлы) размещена пользователем Мадина Гонибова (УИ 113381) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД