Мадина Гонибова
Познавательное развитие. Пояснительная записка к рабочей программе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие.
Пояснительная записка
Рабочая программа по познавательному развитию в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,
на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса 2014г. СанПиН 2.4.1.3049.
В средней группе проводится одно занятие в неделю.
Публикация «Познавательное развитие, Пояснительная записка к рабочей программе» размещена в разделах
18 занятий в год.
Продолжительность занятий от 15 до 20 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, декабрь - промежуточный, май - итоговый)
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации;
• Принцип непрерывности и системности образования.
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
• Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.
• Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
• Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).
Приобщение к социокультурным ценностям.
• Ознакомить с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формировать целостность картины мира.
• Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
• Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная»,
машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
• Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
• Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, музеем, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
• Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.
• Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Ознакомление с миром природы.
• Знакомить с природой и природными явлениями.
• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
• Расширять представления детей о природе.
• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
• Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
• Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). НРК
• Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др., овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др., с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
• Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
• Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
• Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
• Учить детей замечать изменения в природе.
• Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень.
• Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
• Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Зима.
• Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
• Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Весна.
• Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
• Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
• Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Лето.
• Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое, чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
• Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
• Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.
• Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.
• Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес.
• Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
• Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Приобщение к социокультурным ценностям.
• Формировать первичные представленияо малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
• Формировать первичные представления о
• школе.
• Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
• Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
• Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения
пожаров и правилах поведения при пожаре.
Ознакомление с миром природы.
• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой. НРК.
• Формировать первичные представленияо природном многообразии планеты Земля.
• Формировать элементарные экологические представления. Формировать понимание того, что человек -часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
• Воспитывать умение правильно вести себя в природе.
• Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.
Сезонные наблюдения
Осень.
• Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима.
• Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
• Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
• Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
• Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна.
• Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
• Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето.
• В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.
Содержание программы :
Познавательное развитие развивает интересы детей,
любознательность и познавательную мотивацию; формирует познавательные действия; развивает воображение и творческою активность; формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Планируемые результаты работы :
• Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия;
• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели возможности видеть;
• С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
• Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе);
• Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию;
• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними.
Технические средства образования:
• Компьютер;
• DVD;
• Экран;
• Мультимедийные системы;
• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули;
• Комнатные растения.
Учебно-методический комплект, дополнительная литература:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014г;
• Картины;
• Муляжи;
• Животные;
• Семена, формочки для посадок;
• П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой»;
• В. В. Гербова ;
• Л. Г. Горькова «Занятия по экологическому воспитанию»;