Елена Чудакова
Познавательный проект «Береза -русская краса» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 110 «Скворушка»
ПРОЕКТ «БЕРЕЗА - РУССКАЯ КРАСА» Подготовила воспитатель: Чудакова Елена Олеговна
Вологодская область, г. Череповец, 2013 г.
]ПРОЕКТ «БЕРЕЗА – РУССКАЯ КРАСА»
ПРОЕКТ – долгосрочный (2 года, групповой, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА - дети старшего дошкольного возраста (старшая группа, их родители, педагоги группы.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – музыкально-патриотический праздник.
Публикация «Познавательный проект „Береза -русская краса“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА - Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Начиная с младшего дошкольного возраста, патриотическое воспитание осуществляется с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы.
Старшие дошкольники получают знания о природе родного края, разнообразии флоры и фауны на территории области; о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор; о государственной символике.
ЦЕЛЬ – воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.
ЗАДАЧИ:
1. Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;
2. Рассказать о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о её взаимосвязи с окружающей средой;
3. Познакомить со стихами, песнями, загадками о березе;
4. Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь;
5. Воспитывать любовь к русской берёзке, бережное отношения к ней.
6. Помочь не только понять, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.
7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых, желание самим участвовать в трудовых действиях.
8. Помочь детям осмыслить, что берёза – символ Родины, России, один из главных образов народного творчества.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
•Постановка цели и задач ее решения;
•Определение срока реализации проекта и его участников;
•Составление перспективного плана;
•Распределение материала между педагогами, родителями и детьми;
•Наблюдение за березой в разное время года;
•Работа с календарем природы;
•Организация подвижных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр (составление картотеки);
•Рассматривание «березовых» пейзажей известных художников;
•Чтение и разучивание стихов, разгадывание загадок;
•Слушание музыкальных произведений.
Основной этап
•Знакомство детей с березой и ее значением в жизни человека;
•Опытническая деятельность;
•Экскурсия в парк 200-летия г. Череповца;
•Посещение библиотеки;
•Оформление фотоальбомов «Береза под моим окном», «Прогулки по березовой роще».
•Создание плаката «С кем дружит береза?»
•Оформление коллажа «Береза в косметике и фармакологии», «Береста в быту».
•Работа с картой Вологодской области;
•Создание бюллетеня «Сохраним русскую красавицу» (придумывание природоохранных знаков).
•Знакомство с народными приметами о березе;
•Составление описательных рассказов о березе;
•Составление кроссвордов «Березовый кроссворд»;
•Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса»;
Заключительный этап
•Организация выставки рисунков и аппликаций на тему «Береза - русская краса»;
•Обобщение и оформление материала – «Березовая книга»;
•Музыкально-патриотический праздник;
•Выступления детей с сообщениями о березе, и презентация «Березовой книги» на группах.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
• Создание презентации «Береза - русская краса».
• Составление кроссвордов: «Березовый кроссворд».
• Оформление фотоальбома «Береза под моим окном», «Прогулки по березовой роще».
• Создание плаката «С кем дружит береза?»
• Оформление коллажа «Береза в косметике и фармакологии», «Береста в быту».
• Создание бюллетеня «Сохраним русскую красавицу» (придумывание природоохранных знаков).
• Создание картотеки подвижных, дидактических, речевых игр про березу.
• Продукты детского творчества (рисование, аппликация, лепка и пр.).
• Оформление «Березовой» книги.
• Музыкально-патриотический праздник.
МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ
Что знаем?
Береза – это дерево;
Есть черные черточки;
Береза растет из земли;
Есть сережки;
Тонкие ветки, белый ствол;
Береза красивая;
В древности писали на бересте;
Птички любят сидеть на березе;
Можно спрятаться от жары;
Про березу много стихотворений
Что хотим узнать?
Откуда взялись черные полосочки?
Почему есть сережки?
Почему белый ствол?
Можно ли есть бересту?
Как собирать березовый сок?
Почему под березой прохладно даже в жару?
Какую пользу приносит береза?
Что можно сделать из березы?
Почему именно береза символ России?
Как мы это узнаем?
Расскажет воспитатель.
Спрошу у бабушки/ родителей.
Узнаем из энциклопедии/интернета.
Узнаем из познавательного фильма/передачи
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:
Познание
1. Рассказ воспитателя и чтение познавательной литературы.
2. Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций.
3. Наблюдения за березой в разное время года.
4. Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.
5. Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету» и др.
6. Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.
7. Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку».
Создание тематического альбома «Береза»
Коммуникация
1. Беседы о: «Настроении и ощущениях, которые возникают во время прогулки в парке, лесу, березовой роще».
2. Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе (с занесением их в альбом).
«Снятся ли березе сны? Если снятся, то, о чем?» (фантазирование)
3. Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе.
4. Речевые игры: “Как ещё можно назвать берёзу?”, «Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы».
5. Дидактические игры: «Опиши дерево» по мнемокарте, «Береза» на развитие речевого дыхания, «Дождик» на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Чтение художественной литературы
1. Подбор художественной литературы о берёзе.
2. Чтение и заучивание стихотворений о березе: Е. Трутневой, И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева, и др.
3. “Русская душа березы” (легенды и мифы о березе).
4. Оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книга о березе».
Музыка
1. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Осень», «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» и др.
2. Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия).
3. Хороводы: Хоровод «Аи, да берёзка», «В золоте берёзонька».
4. Игра на музыкальных инструментах.
Художественное творчество
1. Рассматривание иллюстраций, репродукций о березе.
2. Рисование, лепка, аппликация березы с использованием различных техник и материалов.
3. «Берестяные умельцы» - рисование, аппликации, ручной труд с использование тонированной бумаги под бересту.
3. Изготовление панно из берёзовых листьев.
4. Берёзовый пенёк” (изготовление поделки из берёзового пенька с применением солёного теста).
Труд
1. Знакомство с профессиями –/дворник/лесник
2. Помощь дворнику в уборке листьев на участке д/с
3. Укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев, вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло). Для чего?
4. Сбор листьев для гербария.
5. Сбор материала для изготовления поделок, заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)
6. Изготовление скворечников
7. Ручной труд: изготовление осенних букетов, поделок, составление совместного с воспитателем коллажа
Социализация
1. Экскурсии: по участку детского сада, в парк, в березовую рощу.
2. Посещение библиотеки.
3. Наблюдение за работой дворника.
4. Сюжетно-ролевые игра: «Магазин «Семена», «Озеленитель» и др.
5. Хороводные игры, игры с правилами, настольные игры.
6. Решение проблемных ситуации.
7. Изготовление коллективных работ, изготовление макета “Русская изба” (все предметы из берёзы).
8. Беседы, проблемные вопросы «Почему береза – символ России».
9. Просмотр видео слайдов из российских фильмов с кадрами про березу.
Физическая культура
1. Подвижные игры: «Поймай листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Карлики – великаны», «Листопад».
2. Физкультминутки: «Листья».
3. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».
4. Спортивные игры и соревнования.
Здоровье
1. Беседы: «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев и кустарников».
2. Подборка медицинской литературы с информацией о лекарственных качествах березы.
3. Берёзовый чай и напиток из берёзовых почек. Чага. Березовый сок.
4. Выставка “Береза в косметике и фармакологии»
5. Дыхательные гимнастики.
7. Целевая прогулка в березовую рощу (семейный фотоотчет).
Безопасность
1. Беседа с детьми:
«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
«Почему опасно бегать с палками?».
2. Посуда из бересты. Польза и значение.
3. Изготовление заготовок и выпуск бюллетеня для детей и родителей «Сохраним русскую красавицу».
4. Придумывание природоохранных знаков «Сохраним русскую красавицу».
Список литературы
1. Береза // Свирелька. – 2000. – №8 (38). – с. 22-26.
2. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. – М. : Просвещение.
3. Епифановская Н. В., Швецова Е. С., Сабурова Л. Н. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста в процессе реализации авторской программы «Первоцвет». – Череповец, 2004.
4. Иванова Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
6. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
7. Рыжова Н. А. Деревья - наши друзья. Книга для педагогов и родителей. – М. : Линка-Пресс, 2009.
8. Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. – СПб. : «Литера», 2007.