Получи документы

Познавательный проект «Береза -русская краса» с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Чудакова
Познавательный проект «Береза -русская краса» с детьми старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 110 «Скворушка»

ПРОЕКТ «БЕРЕЗА - РУССКАЯ КРАСА» Подготовила воспитатель: Чудакова Елена Олеговна

Вологодская область, г. Череповец, 2013 г.

]ПРОЕКТ «БЕРЕЗА – РУССКАЯ КРАСА»

ПРОЕКТ – долгосрочный (2 года, групповой, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА - дети старшего дошкольного возраста (старшая группа, их родители, педагоги группы.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – музыкально-патриотический праздник.

Публикация «Познавательный проект „Береза -русская краса“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА - Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Начиная с младшего дошкольного возраста, патриотическое воспитание осуществляется с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы.

Старшие дошкольники получают знания о природе родного края, разнообразии флоры и фауны на территории области; о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор; о государственной символике.

ЦЕЛЬ – воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.

ЗАДАЧИ:

1. Дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе;

2. Рассказать о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о её взаимосвязи с окружающей средой;

3. Познакомить со стихами, песнями, загадками о березе;

4. Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь;

5. Воспитывать любовь к русской берёзке, бережное отношения к ней.

6. Помочь не только понять, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых, желание самим участвовать в трудовых действиях.

8. Помочь детям осмыслить, что берёза – символ Родины, России, один из главных образов народного творчества.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

•Постановка цели и задач ее решения;

•Определение срока реализации проекта и его участников;

•Составление перспективного плана;

•Распределение материала между педагогами, родителями и детьми;

•Наблюдение за березой в разное время года;

•Работа с календарем природы;

•Организация подвижных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр (составление картотеки);

•Рассматривание «березовых» пейзажей известных художников;

•Чтение и разучивание стихов, разгадывание загадок;

•Слушание музыкальных произведений.

Основной этап

•Знакомство детей с березой и ее значением в жизни человека;

•Опытническая деятельность;

•Экскурсия в парк 200-летия г. Череповца;

•Посещение библиотеки;

•Оформление фотоальбомов «Береза под моим окном», «Прогулки по березовой роще».

•Создание плаката «С кем дружит береза?»

•Оформление коллажа «Береза в косметике и фармакологии», «Береста в быту».

•Работа с картой Вологодской области;

•Создание бюллетеня «Сохраним русскую красавицу» (придумывание природоохранных знаков).

•Знакомство с народными приметами о березе;

•Составление описательных рассказов о березе;

•Составление кроссвордов «Березовый кроссворд»;

•Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса»;

Заключительный этап

•Организация выставки рисунков и аппликаций на тему «Береза - русская краса»;

•Обобщение и оформление материала – «Березовая книга»;

•Музыкально-патриотический праздник;

•Выступления детей с сообщениями о березе, и презентация «Березовой книги» на группах.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

• Создание презентации «Береза - русская краса».

• Составление кроссвордов: «Березовый кроссворд».

• Оформление фотоальбома «Береза под моим окном», «Прогулки по березовой роще».

• Создание плаката «С кем дружит береза?»

• Оформление коллажа «Береза в косметике и фармакологии», «Береста в быту».

• Создание бюллетеня «Сохраним русскую красавицу» (придумывание природоохранных знаков).

• Создание картотеки подвижных, дидактических, речевых игр про березу.

• Продукты детского творчества (рисование, аппликация, лепка и пр.).

• Оформление «Березовой» книги.

• Музыкально-патриотический праздник.

МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

Что знаем?

Береза – это дерево;

Есть черные черточки;

Береза растет из земли;

Есть сережки;

Тонкие ветки, белый ствол;

Береза красивая;

В древности писали на бересте;

Птички любят сидеть на березе;

Можно спрятаться от жары;

Про березу много стихотворений

Что хотим узнать?

Откуда взялись черные полосочки?

Почему есть сережки?

Почему белый ствол?

Можно ли есть бересту?

Как собирать березовый сок?

Почему под березой прохладно даже в жару?

Какую пользу приносит береза?

Что можно сделать из березы?

Почему именно береза символ России?

Как мы это узнаем?

Расскажет воспитатель.

Спрошу у бабушки/ родителей.

Узнаем из энциклопедии/интернета.

Узнаем из познавательного фильма/передачи

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:

Познание

1. Рассказ воспитателя и чтение познавательной литературы.

2. Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций.

3. Наблюдения за березой в разное время года.

4. Исследовательская деятельность: «Для чего дереву почки?», «Какой стороной дышат листья?», «Жизненный цикл растения» и др.

5. Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету» и др.

6. Создание мини-лаборатории для исследования березы: изучение коры, бересты, листьев.

7. Дидактические игры: «Что лишнее», «Что от чего», «С какого дерева листок», «Составь картинку».

Создание тематического альбома «Береза»

Коммуникация

1. Беседы о: «Настроении и ощущениях, которые возникают во время прогулки в парке, лесу, березовой роще».

2. Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе (с занесением их в альбом).

«Снятся ли березе сны? Если снятся, то, о чем?» (фантазирование)

3. Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе.

4. Речевые игры: “Как ещё можно назвать берёзу?”, «Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы».

5. Дидактические игры: «Опиши дерево» по мнемокарте, «Береза» на развитие речевого дыхания, «Дождик» на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Чтение художественной литературы

1. Подбор художественной литературы о берёзе.

2. Чтение и заучивание стихотворений о березе: Е. Трутневой, И. Бунина, С. Есенина, Ф. Тютчева, и др.

3. “Русская душа березы” (легенды и мифы о березе).

4. Оформление выставки в книжном уголке «Моя любимая книга о березе».

Музыка

1. Слушание музыки: П. И. Чайковский «Осень», «Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы» и др.

2. Пение: «Песня о родине», «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия).

3. Хороводы: Хоровод «Аи, да берёзка», «В золоте берёзонька».

4. Игра на музыкальных инструментах.

Художественное творчество

1. Рассматривание иллюстраций, репродукций о березе.

2. Рисование, лепка, аппликация березы с использованием различных техник и материалов.

3. «Берестяные умельцы» - рисование, аппликации, ручной труд с использование тонированной бумаги под бересту.

3. Изготовление панно из берёзовых листьев.

4. Берёзовый пенёк” (изготовление поделки из берёзового пенька с применением солёного теста).

Труд

1. Знакомство с профессиями –/дворник/лесник

2. Помощь дворнику в уборке листьев на участке д/с

3. Укрывание дерева первым слоем “одеяла” (одеяло из опавших листьев, вторым слоем “одеяла” (снежное одеяло). Для чего?

4. Сбор листьев для гербария.

5. Сбор материала для изготовления поделок, заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)

6. Изготовление скворечников

7. Ручной труд: изготовление осенних букетов, поделок, составление совместного с воспитателем коллажа

Социализация

1. Экскурсии: по участку детского сада, в парк, в березовую рощу.

2. Посещение библиотеки.

3. Наблюдение за работой дворника.

4. Сюжетно-ролевые игра: «Магазин «Семена», «Озеленитель» и др.

5. Хороводные игры, игры с правилами, настольные игры.

6. Решение проблемных ситуации.

7. Изготовление коллективных работ, изготовление макета “Русская изба” (все предметы из берёзы).

8. Беседы, проблемные вопросы «Почему береза – символ России».

9. Просмотр видео слайдов из российских фильмов с кадрами про березу.

Физическая культура

1. Подвижные игры: «Поймай листок», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрее оббежит вокруг березы», «Карлики – великаны», «Листопад».

2. Физкультминутки: «Листья».

3. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

4. Спортивные игры и соревнования.

Здоровье

1. Беседы: «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев и кустарников».

2. Подборка медицинской литературы с информацией о лекарственных качествах березы.

3. Берёзовый чай и напиток из берёзовых почек. Чага. Березовый сок.

4. Выставка “Береза в косметике и фармакологии»

5. Дыхательные гимнастики.

7. Целевая прогулка в березовую рощу (семейный фотоотчет).

Безопасность

1. Беседа с детьми:

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»

«Почему опасно бегать с палками?».

2. Посуда из бересты. Польза и значение.

3. Изготовление заготовок и выпуск бюллетеня для детей и родителей «Сохраним русскую красавицу».

4. Придумывание природоохранных знаков «Сохраним русскую красавицу».

Список литературы

1. Береза // Свирелька. – 2000. – №8 (38). – с. 22-26.

2. Веретенникова С. А., Клыков А. А. Четыре времени года. – М. : Просвещение.

3. Епифановская Н. В., Швецова Е. С., Сабурова Л. Н. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста в процессе реализации авторской программы «Первоцвет». – Череповец, 2004.

4. Иванова Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

6. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

7. Рыжова Н. А. Деревья - наши друзья. Книга для педагогов и родителей. – М. : Линка-Пресс, 2009.

8. Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. – СПб. : «Литера», 2007.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Береза -русская краса» с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 17:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД