Елена Инкина
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Природа — наш лучший друг»
Название проекта: «Природа – наш лучший друг»
Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Актуальность проекта: Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Главная цель - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и формировать ее в виде культурно-значимого продукта.
Публикация «Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста „Природа — наш лучший друг“» размещена в разделах
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Цель проекта: формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы.
Задачи проекта:
Расширение представлений детей о растениях и животных;
Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;
Знакомство с правилами проведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.)
Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
Расширять знания об окружающем мире, формировать представления о взаимосвязях в природе;
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемый результат:
Повышение знаний о растениях и животных родного края;
Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
Приобретение знаний о правилах поведения в лесу, на полях (не ломать ветки деревьев, не обижать животных, не кричать в лесу, не рвать без надобности цветы в поле и др.);
Повысится интерес детей к окружающей природе.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1этап: Подготовительный.
Определение цели и задач проектной деятельности;
Разработка плана реализации проекта;
Подборка иллюстративного материала;
Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме;
Подборка подвижных игр по теме;
Проведение предварительной работы с родителями и детьми;
Разработка дидактических игр, пособий.
2 этап: Практический.
Образовательные области и формы работы
Речевое развитие
Беседа «Мусор Земле не к лицу…». Цель: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире.
Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия». Цель: формировать чувство бережного отношения к природе, любви к родной земле. Пробудить в детях чувство родства с природой, умение восхищаться окружающим миром. Сформировать интерес к окружающему миру, книгам о природе. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.
Беседа «Что мы знаем о воде?». Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; воспитывать бережное отношение к воде.
Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя». Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, формировать навыки выразительного чтения.
Ситуативный разговор: «Правила поведения на воде». Цель: закрепить знание правил безопасного поведения около водоема летом.
Беседа: «Лесные правила». Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.
Беседа «Правила поведения в лесу». Цель: помочь детям осознать свое отношение к природе, правила поведения в лесу, на природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река». Цель: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы. Пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.
Загадки о явлениях природы. Цель: различать изменения природы в разные времена года; понимать и ценить красоту родной природы; развивать память, мышление, логику.
Ситуативный разговор: «Что такое солнечный удар?». Цель: дать детям элементарные представления о солнечном и тепловом ударе, обучить их мерам осторожности при сильном солнцепеке.
Познавательное развитие
Наблюдение за дождем. Цель: пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Беседа: «Пословицы о воде». Цель: формировать представления о пользе и значимости воды в жизни человека, учить детей понимать и объяснять значение пословиц; воспитывать трудолюбие.
Просмотр короткометражного фильма «Самая лучшая планета в Галактике». Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе
Дидактическое упражнение «Угадай по описанию». Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Наблюдение «Цветы на нашем участке». Цель: расширить представления и знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни, развивать речь детей, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру.
Викторины «Будь природе другом!». Цель: формировать экологическую культуру, чувство ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать мышление обучающихся, учить сравнивать, обобщать, наблюдать. Создать атмосферу доброжелательности между воспитателем и обучающимися.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?». Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Дидактическая игра «Экологический светофор». Цель: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.
Наблюдаем за насекомыми «Какие насекомые помогают, а какие вредят». Цель: расширять знания о насекомых. Научить детей быть внимательными ко всему, что их окружает отражать в игре добрые поступки окружающих людей
Дидактические игры «Найди дерево». Цель: распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Социально-коммуникативное развитие
Экологический практикум «Зеленая аптека». Цель: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; воспитывать бережное отношение к растениям.
Игровая ситуация «Поход в лес за грибами». Цель: дать детям представления о правильном поведении в лесу.
Сюжетно - ролевая игра «Семья». Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Творческая игра на подражание животным «На лугу пасутся ко…». Цель: развитие слухового восприятия, внимания, фантазии.
Физическое развитие
Подвижная игра «Солнечный зайчик». Цель: закрепить умение бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений.
Малоподвижная игра «Запомни движение». Цель: развивать зрительно-моторную память, внимание.
Игра: «Водяной». Цель: развивать умение определять стоящего перед ведущим, трогая игрока руками не открывая глаз.
Подвижная музыкальная игра «Цветы». Цель: способствовать развитию двигательных навыков; продолжать учить выполняют соответствующие тексту танцевальные движения.
Подвижные игры «Совушка»; «Веревочка». Цель: формировать умение выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
Подвижная игра «Выше земли». Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Подвижная игра «Жуки». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Лёгкие, воздушные, ветерку послушные» (воздушные шары). Цель: упражнять детей в рисовании предметов округлой формы; воспитывать любовь к окружающему, желание поделиться с близкими своими впечатлениями; развивать наблюдательность, аккуратность в работе с красками, желание доводить дело до конца.
Рисунки на песке, песочные постройки. Цель: организация совместной игровой деятельности, развитие фантазии и образного мышления.
Раскраски на тему «Животные, занесенные в Красную книгу». Цель: способствовать развитию творческой деятельности.
3 этап: Заключительный.
Изготовление гербария.
Изготовление природосберегающих знаков.
Выставка детских рисунков.
Презентация проекта.
Вывод:
В ходе реализации проекта, я пришла к выводу, что проектная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями. Проект расширяет представления детей об окружающей их природе, в частности природе родного края. Учит замечать красоту родной области.
Учит видеть в окружающем мире живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Формирует духовное, экологическое, нравственное и личностное отношение к действительности, представление о том, что сохранность природы – обязанность человека. Игровые приемы позволяют заинтересовать детей такой серьезной темой.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
Список использованной литературы.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2008
Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005
Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://rg.ru>2013/11/25/doshk-standart-dok. html