МААМ-картинки

Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»

оксана агишева
Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»

Цель: создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов срессоустойчивости. Задачи:

1. настройка членов группы на непринужденное поведение и создать творческую рабочую атмосферу, снизить эмоциональное напряжение.

2. развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Содержание:

1. Ритуальное действие:

• Упражнение «Представление»;

• Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»;

2. Информационный блок.

Публикация «Практическое занятие „Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не „сгореть“ на работе“» размещена в разделах

3. Практическая часть :

Тест: «Самооценка эмоционального состояния»;

• Упражнение «Массажная цепь»;

• Упражнение «Рисование вдвоем»;

• Релаксация «Поплавок в океане».

4. Ритуальное действие.

Ход тренинга

Здравствуйте, я провожу сегодня практическое занятие по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». Но прежде чем мы начнем, я вам предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста, все. Первая игра называется «Представление».

Упражнение «Представление»

Сейчас каждый из вас будет называть свое имя и имена всех уже представившихся до меня («Снежный ком») и при этом каждый из вас назвав свое имя сопровождает его каким либо движением.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Мы сейчас будем говорить фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» и договариваем.

Информационный блок:

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности.

Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность детских садов и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд педагогов в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Также мы находим подтверждение тому, что с увеличением педагогического стажа работы у педагогов снижаются показатели психического и физического здоровья.

Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.

Психолог: Я вам сейчас хочу предложить тест «Страдаете ли вы синдромом «выгорания (анкету раздаю педагогам). Вы выберите к каждому вопросу ту цифру, которая наиболее верно отражает ваши чувства, при этом цифра 1 соответствует ответу «чуть-чуть», а цифра 5 – «да, абсолютная правда».

1. Вам кажется, что вы работаете усерднее и при этом достигаете меньших результатов?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

2. Не устаете ли вы быстрее?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

3. Не впадаете ли вы меланхолию без видимых на то причин?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

4. Не забываете ли вы о встречах, крайних сроках завершения заданий и или личные принадлежности?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

5. Не стали ли вы более раздражительными?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

6. Не испытываете ли вы разочарования в окружающих вас людях?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

7. Не встречаетесь ли вы со своими друзьями и членами семьи реже, чем раньше?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

8. Нет ли у вас физических признаков болезни, таких как сильные головные боли?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

9. Вам трудно смеяться над шуткой, когда она направлена в ваш адрес?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

10. Не приносит ли вам секс больше беспокойства, чем удовольствия?

Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.

Подсчитываем очки. Сложите цифры, которые вы выбрали в качестве ответов на вопросы теста.

0— 15 баллов: Периодически по тем или иным причинам у вас случаются стрессы, но в целом у вас все в порядке.

16— 24 балла: Вы близки к «выгоранию». Наверное, вы хотите сделать шаг назад и найти возможность немного отдохнуть.

25— 29 баллов: Вы демонстрируете первые признаки «выгорания». Вам стоит задуматься над тем, чтобы поменять работу и образ жизни, дать себе возможность больше отдыхать.

30 баллов и больше: Сбавьте темп! Вы страдаете синдромом «выгорания». Сделайте все необходимое для того, чтобы выйти из стресса. Вы — в опасной ситуации. Нынешнее положение дел может стать угрозой для вашего физического и душевного состояния.

Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия «выгоранию», так же изменчивы стрессогенные факторы. Это относится как к внутренним, так и к внешним ресурсам личности.

Внутренние ресурсы:

• Духовные;

• Социальные;

• Психологические;

• Физиологические.

Внешние ресурсы:

Профессиональная деятельность;

• Семейная жизнь;

«свободное время».

К ресурсам личности относятся: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Выделяют 4 уровня личностных ресурсов противодействия «выгоранию» :

1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др., пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

2. Психологический уровень. Он включает в себя 3 подуровня:

• Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) — осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, неполного реагирования и другое.

• Когнитивный. Это понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.

• Поведенческий (деятельностный). Поведенческое противодействие — активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.

3. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.

4. Духовный уровень: К этому уровню отнесли 3 психологических ресурса, выделенных Э. Фроммом.

• Надежда — психологическая категория, способствующая жизни и росту.

• Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера — рациональная интерпретация настоящего.

• Душевная сила — мужество. Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их.

• Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию», пронизывающим психологический, социальный и духовный уровень, мы считаем способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания.

Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели — все это является факторами преодоления профессионального «выгорания». Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям.

Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу.

К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «сво6одного времени».

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде хобби или какого-то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перегрузке в семье, нехватке либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются.

А сейчас мы перейдем к практической части.

Практическая часть :

Упражнение «Массажная цепь»

Инструкция: «Встаньте в круг положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь делаем массаж! Каждый начинает массировать спину впереди стоящего» так хорошо теперь поворачиваемся на 180 градусов и повторяем ту же процедуру с другим партнером.

Упражнение «Рисование вдвоем»

На двоих участников один лист бумаги и один карандаш.

Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».

Вопросы для рефлексии:

• Является ли картина совместным произведением?

• Учитывались ли желания понимали ли вы друг друга?

• Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто ведущим?

• Была ли «борьба за власть»?

• Комфортно ли было ведомому, ведущему?

• Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?

Упражнение - Релаксация «Поплавок в океане».

Психолог: И наше с вами последнее прощальное упражнение

Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу.

Ритуальное действие:

Наша консультация подошла к концу и напоследок я бы Вам хотела погадать. Сейчас каждый из вас проговорит тот вопрос, на который вы бы хотели получить ответ.

Всем спасибо. До свидания.

Публикации по теме:

Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников ГБДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Тема: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников».

Игра-тренинг для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания» - Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Для того, чтобы вам была ясна цель нашего занятия окунемся в историю. Вступление.

Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе» Любая деятельность, которой человек занимается ежедневно из месяца в месяц, из года в год, накладывает на личность определенный отпечаток.

Лекция с элементами тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Личность педагога – один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества.

Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики. Задачи: - обобщить.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Профилактика эмоционального выгорания педагогов «Наше здоровье – в наших руках». В жизни каждого педагога периодически возникают так называемые.

Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания и коррекции деструктивных новообразований личности воспитателя Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении сегодня актуальна. В связи с повышающимися требованиями.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Профессиональное “выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 22:38
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД