Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Мария Кузнецова
Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Профессиональное “ выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них. Опасность выгорания состоит в том, что человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.

Первая стадия –на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких-либо двигательных действий (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и т. д.). Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью или склерозом.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится с пол-оборота, хотя раньше подобного за собой не наблюдал.

Третья стадия – собственно личностное выгорание: полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущения постоянного отсутствия сил. Человек стремиться к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте,к которому приводят:

• предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка

• отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства

• недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное

• невозможность влиять на принятие важных решений

• необходимость внешне проявлять эмоции, несоответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым)

• отсутствие каких – либо интересов вне работы

• переживание несправедливости

• неудовлетворенность работой

Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “ выгорания”

Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “ выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”.

Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе,это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье.

Первая группа: Психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)

• Ощущение эмоционального и физического истощения

• Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)

• Общая ассенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей)

• Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта

• Резкая потеря или резкое увеличение веса

• Полная или частичная бессонница

• Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня

• Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке

• Заметное снижение внешней и внутреннейсенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений

Вторая группа: Социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)

• Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события

• Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)

• Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)

• Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что - то не так, как надо»)

• Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»

• Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)

Третья группа: Поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее - все труднее и труднее

• Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)

• Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает

Педагог затрудняется в принятии решений

• Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам

• Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий

• Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности

• Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств

Эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Практическая часть тренинга

Упражнение “Карусель”

Цель:Сплочение участников тренинга.

Инструкция: Рассчитайтесь на яблоко, груша. Груши образуют внешний круг и стоят на месте, яблоки - внутренний круг они делают шаг вперед.Образует два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. По хлопку вы начинаете со стоящими напротив обсуждение заявленной темы, и снова по хлопку начинаете двигаться в противоположном направлении к другому партнеру. И вновь начинаете устанавливать контакт.

Темы обсуждения могут быть разными,например:

- Где я родился

- Как я, или мои родители стали жителями нашего города

Упражнение «Любопытство»

Цель: установление контакта между участниками.

Группа разбивается на пары. Нужно приготовить листок и две ручки для списка сходств и различий.

Инструкция: «За 5 минут нужно найти и записать как можно больше сходств и различий, касающихся различных сфер жизни.Сравнивать можно все: семейное положение, хобби, личные качества, жизненную позицию, темперамент и т. д. Различия должны быть объяснены как можно четче».

Вопросы для рефлексии:

- Сколько сходств и сколько различий вы нашли? Кто у нас рекордсмен?

- Что нового вы узнали о своих партнерах и как изменилось ваше восприятие партнера? Что вас удивило?

- Что было труднее находить: сходства или различия?

Снятие напряжения в 12 точках (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)

Этот прием выделяется среди других своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела.

Представленные ниже упражнения следует повторять по несколько раз в день:

- начните с плавного вращения глазами: дважды в одном направлении, затем дважды в другом;

- зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости;

- нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь; после этого широко зевните несколько раз;

- расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите;

- расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.

Теперь обратитесь к торсу: сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры нок. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступки изогнулись вверх, повторите три раза.

Вы сейчас освободились от значимой части напряжения в 12 основных точках тела и одновременно избавились от раздражения. Таким образом, достигнут двойной эффект.

Упражнение «Прощай, плохое настроение»

Цель: повышение стрессоустойчивости.

Если у вас плохое настроение, вы поссорились с родными или коллегами на работе, это упражнение поможет вас освободиться от неприятного осадка и успокоиться.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры и пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь 8-10 слов, характеризующих ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в «портрет» вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним-ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у вас нет плохого настроения, а хорошее-не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Проблема»

Цель: повышение стрессоустойчивости.

Если перед вами стоит неразрешимая проблема и вы чувствуете, что не в состоянии адекватно на нее реагировать, выполняйте это упражнение в течение 10-15 минут.

Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя. Включите в «картинку» всех ближайших друзей. Постепенно расширьте экран, помещая на него соседей по площадке, по подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар-с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Посмотрите как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система – одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубины бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь глобальной – вы в состоянии успешно ее решить.

Упражнение «В светлом луче»

Цель: релаксация.

Если вам кажется, что вас преследуют неудачи, и вы очень напряжены, это упражнение поможет вам расслабиться, выполнять его нужно в течение 3-5 минут.

Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области глаз, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете себя свободным, уверенным в себе и спокойным.

Упражнение «Я самый, самый»

Цель: повышение самооценки. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Инструкция.Вам нужно встать в круг и сказать: «Я самый, самый…». Придумайте и скажите вашу самую лучшую сторону.

Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: повышение самооценки.

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Упражнение «Красная Шапочка»

Цель: смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.

Необходимый материал: карточки с названием стран для жеребьевки.

Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию:

На фестивале «Сказочный лес» различные кинофирмы представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки «Красная Шапочка».

В конкурсе участвуют три киностудии.

Первая — американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.

Вторая — французская, она представляет мелодраму. Нежную, романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.

И третья фирма — из Италии — предлагает детективный вариант «Красной Шапочки». В этом фильме не обошлось без мафии и стрельбы.

У вас есть 10 минут для подготовки и 3-5 минут для демонстрации своей киноленты.

Вопросы для рефлексии: Эффективным ли было взаимодействие участников в ходе выполнения задания? Был ли кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан? Кто был лидером в каждой подгруппе?

Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: На листе бумаги нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

Рефлексия

Слово педагога-психолога: «Надеюсь, наша встреча останется в нашей памяти надолго. Прошу вас, расскажите, что вы хотите взять с собой?. Что вам больше всего запомнилось? Надеюсь, вы отдохнули и набрались сил для нового дня и новых открытий. Впереди много радости и удачи.Помните: все будет хорошо!».

Публикации по теме:

Профилактика синдрома профессионального выгорания. Занятие-тренинг для снятия эмоционального напряжения «Профилактика синдрома профессионального сгорания. Занятие-тренинг для снятия эмоционального напряжения». В 1974году появилось выражение-синдром.

Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики. Задачи: - обобщить.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» Цель: • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга: - Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение.

Тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Плечом к плечу» План проведения игрового тренинга для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Плечом к плечу». Цель тренинга: создание.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Проблема эмоционального выгорания работников образования всегда актуальна. Данный тренинг поможет педагогам найти подходящий прием, способ.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Количество участников: 10 педагогов. Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу. Продолжительность – 60 –.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» С педагогическим коллективом детского сада был проведен тренинг. Цель тренинга: Профилактика психологического здоровья педагогов. Содержание.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
Опубликовано: 17 июня 2016 в 09:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. День ракушек на МААМ

Красивым жилищам морским моллюсков посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о ракушках и увлечь их занимательным творчеством.

6 августа. Праздник ложки на МААМ

Ложка – это очень важный предмет в нашей жизни, без которого никто просто не может обойтись. За завтраком, обедом и ужином мы берём в руки ложки, совершенно не задумываясь о том, когда впервые появилась...


Горячие темочки