Мария Кузнецова
Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное “ выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них. Опасность выгорания состоит в том, что человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика профессионального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней. Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основных стадии синдрома.
Первая стадия – на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких-либо двигательных действий (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и т. д.). Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью или склерозом.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится с пол-оборота, хотя раньше подобного за собой не наблюдал.
Третья стадия – собственно личностное выгорание : полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущения постоянного отсутствия сил. Человек стремиться к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
• предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
• отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
• недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
• невозможность влиять на принятие важных решений
• необходимость внешне проявлять эмоции, несоответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым)
• отсутствие каких – либо интересов вне работы
• переживание несправедливости
• неудовлетворенность работой
Диагностическая процедура “Симптомы профессионального “ выгорания”
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для профессионального “ выгорания”, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки “выгорания”.
Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и психическом здоровье.
Первая группа: Психофизические симптомы
• Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
• Ощущение эмоционального и физического истощения
• Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
• Общая ассенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей)
• Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта
• Резкая потеря или резкое увеличение веса
• Полная или частичная бессонница
• Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
• Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
• Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обаяния, потеря внутренних, телесных ощущений
Вторая группа: Социально-психологические симптомы
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)
• Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
• Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)
• Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
• Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что - то не так, как надо»)
• Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»
• Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
Третья группа: Поведенческие симптомы
• Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее - все труднее и труднее
• Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы)
• Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
• Педагог затрудняется в принятии решений
• Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
• Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий
• Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности
• Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств
Эти процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания” дают возможность нам понять, что с нами происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или постараться скорректировать проявление синдрома. А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
Практическая часть тренинга
Упражнение “Карусель”
Цель:Сплочение участников тренинга.
Инструкция: Рассчитайтесь на яблоко, груша. Груши образуют внешний круг и стоят на месте, яблоки - внутренний круг они делают шаг вперед. Образует два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. По хлопку вы начинаете со стоящими напротив обсуждение заявленной темы, и снова по хлопку начинаете двигаться в противоположном направлении к другому партнеру. И вновь начинаете устанавливать контакт.
Темы обсуждения могут быть разными, например:
- Где я родился
- Как я, или мои родители стали жителями нашего города
Упражнение «Любопытство»
Цель: установление контакта между участниками.
Группа разбивается на пары. Нужно приготовить листок и две ручки для списка сходств и различий.
Инструкция: «За 5 минут нужно найти и записать как можно больше сходств и различий, касающихся различных сфер жизни. Сравнивать можно все: семейное положение, хобби, личные качества, жизненную позицию, темперамент и т. д. Различия должны быть объяснены как можно четче».
Вопросы для рефлексии:
- Сколько сходств и сколько различий вы нашли? Кто у нас рекордсмен?
- Что нового вы узнали о своих партнерах и как изменилось ваше восприятие партнера? Что вас удивило?
- Что было труднее находить: сходства или различия?
Снятие напряжения в 12 точках (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)
Этот прием выделяется среди других своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела.
Представленные ниже упражнения следует повторять по несколько раз в день:
- начните с плавного вращения глазами: дважды в одном направлении, затем дважды в другом;
- зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости;
- нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь; после этого широко зевните несколько раз;
- расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите;
- расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
Теперь обратитесь к торсу: сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры нок. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступки изогнулись вверх, повторите три раза.
Вы сейчас освободились от значимой части напряжения в 12 основных точках тела и одновременно избавились от раздражения. Таким образом, достигнут двойной эффект.
Упражнение «Прощай, плохое настроение»
Цель: повышение стрессоустойчивости.
Если у вас плохое настроение, вы поссорились с родными или коллегами на работе, это упражнение поможет вас освободиться от неприятного осадка и успокоиться.
Возьмите лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры и пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь 8-10 слов, характеризующих ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в «портрет» вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним-ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у вас нет плохого настроения, а хорошее-не заставит себя долго ждать.
Упражнение «Проблема»
Цель: повышение стрессоустойчивости.
Если перед вами стоит неразрешимая проблема и вы чувствуете, что не в состоянии адекватно на нее реагировать, выполняйте это упражнение в течение 10-15 минут.
Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя. Включите в «картинку» всех ближайших друзей. Постепенно расширьте экран, помещая на него соседей по площадке, по подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар-с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Посмотрите как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система – одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубины бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь глобальной – вы в состоянии успешно ее решить.
Упражнение «В светлом луче»
Цель: релаксация.
Если вам кажется, что вас преследуют неудачи, и вы очень напряжены, это упражнение поможет вам расслабиться, выполнять его нужно в течение 3-5 минут.
Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области глаз, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете себя свободным, уверенным в себе и спокойным.
Упражнение «Я самый, самый»
Цель: повышение самооценки. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны. Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.
Инструкция. Вам нужно встать в круг и сказать: «Я самый, самый…». Придумайте и скажите вашу самую лучшую сторону.
Упражнение «Я в лучах солнца»
Цель: повышение самооценки.
Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.
Упражнение «Красная Шапочка»
Цель: смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.
Необходимый материал: карточки с названием стран для жеребьевки.
Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию:
На фестивале «Сказочный лес» различные кинофирмы представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки «Красная Шапочка».
В конкурсе участвуют три киностудии.
Первая — американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.
Вторая — французская, она представляет мелодраму. Нежную, романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.
И третья фирма — из Италии — предлагает детективный вариант «Красной Шапочки». В этом фильме не обошлось без мафии и стрельбы.
У вас есть 10 минут для подготовки и 3-5 минут для демонстрации своей киноленты.
Вопросы для рефлексии: Эффективным ли было взаимодействие участников в ходе выполнения задания? Был ли кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан? Кто был лидером в каждой подгруппе?
Упражнение “Самоанализ”
Инструкция: На листе бумаги нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Рефлексия
Слово педагога-психолога : «Надеюсь, наша встреча останется в нашей памяти надолго. Прошу вас, расскажите, что вы хотите взять с собой?. Что вам больше всего запомнилось? Надеюсь, вы отдохнули и набрались сил для нового дня и новых открытий. Впереди много радости и удачи. Помните: все будет хорошо!».