Приложение МААМ

Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»

Мария Кузнецова
Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогика – одна из древнейших областей деятельности человека, направленная на образование и воспитание человеческого существа в соответствии с общепринятыми культурными традициями, ценностями и общественно значимыми идеалами. Буквальный перевод этого слова с греческого языка означает «вождение детей».

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

• прагматической;

• гуманистической.

Публикация «Практико–значимый проект „Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ“» размещена в разделах

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала ХХ века в США, сохраняется здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции обществу в первую очередь требуется эффективный работник, ответственный гражданин и потребитель.

Гуманистическая концепция, имеющая многочисленных сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, осознании собственного «Я».

Совершенно правильно утверждал В. Л. Сухомлинский: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника».

Сегодня в России происходит возрождение гуманистических идей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде К. Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших педагогов советского периода, таких, как В. Л. Сухомлинский, А. С. Макаренко, В. Ф. Шаталов.

Таким образом, вечная педагогическая проблема приоритета в воспитании интересов личности и интересов общества решается в пользу личности.

На особом месте стоит имя Карла Роджерса. Его по праву называют учителем гуманизма.

В чем же сущность педагогики гуманизма? Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно- воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Гуманистическая педагогика, по Роджеру, требует приспособления школы к потребностям учащегося, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Практика гуманитарной школы уже выработала конкретные методы и формы инновационной деятельности. Среди них следующие.

• Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.

• Индивидуализация процессов воспитания и обучения.

• Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.

• Вера в силы и возможности воспитанника.

• Принятие воспитанника таким, каков он есть.

• Усиление гуманитарного образования.

Можно также перечислить некоторые приемы и установки гуманистического воспитания. Это:

• воспитание доверием, любовью, уважением;

• воспитание ответственностью;

• воспитание через здравомыслие;

• воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам понятий нравственных, гражданских, правовых и экономических решений;

• воспитание творчеством.

Роджер справедливо указывал, что не только плохое качество жизни, взаимная вражда, недоверие – и полное уничтожение жизни на земле могут стать той ценой, которую человек заплатит за недооценку творчества.

Педагог-гуманист дает возможность ребенку самому пережить чувство и состояние доверия, ответственности, творчества, различных смысловых ситуаций. Но этому нельзя научить, ощущая себя «над ребенком», необходимо вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и себя, свой внутренний мир. Ребенок должен ощутить, что взрослые не навязывают ему свое видение жизни, уважают его решения и помогают найти свою дорогу в атмосфере любви и доброжелательности.

Бесконечно прав В. Л. Сухомлинский, считая, что «детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний…». Он писал: «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников – воспитывайте детей без наказаний». И еще одна цитата: «Воспитание без наказания – это не узко школьное дело. Это – одна из важнейших проблем… переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений».

Осуществление творческих гуманистических начинаний в области образования – большое искусство, требующее от воспитателя настойчивости в самовоспитании, высокого уровня профессионального мастерства, творческого видения им проблем и полной самоотверженности.

На мой взгляд, самое сложное – переориентация личностных установок учителя. Несмотря на то, что Россия законодательно провозгласила человека высшей ценностью, подчеркнув, таким образом, свою приверженность идеям гуманизма, полностью преодолеть сложившуюся в течение длительного времени авторитарную систему взаимоотношений учителя и ученика не так то просто. Консервативно настроенному педагогу сложно отказаться от традиционных форм и методов обучения с педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность отношений между педагогом и учеником «на равных». Многие считают, что маленькие дети не способны принимать решения, поэтому их надо всегда контролировать. Такая позиция выражается в постоянной регламентации всей жизнедеятельности детей и варьируется от опеки до жесткого контроля. Но если не предоставлять ребенку самостоятельности, он никогда не повзрослеет. И речь не идет о снижении или ослаблении контроля, но лишь о том, чтобы в каждом возрасте в соответствии с готовностью ребенка создавать ему условия для личностного роста. Ребенок будет учиться брать на себя ответственность за свои решения, приобретет умение самостоятельно определяться в жизненных ситуациях. Невозможно воспитать полноценную личность, передавая ему лишь готовый опыт. Разумнее создать условия, способствующие накоплению этого опыта, тактично и ненавязчиво прививать навык социально востребованного поведения. Необходимо забыть одну из основных установок авторитарной педагогики, гласящую: воспитатель – руководитель, воспитанник – подчиненный. Помогите ребенку поверить в то, что вы – равноправные партнеры одного процесса. Покажите ребенку, что он уникален, очень нужен, любим вне зависимости от поведения. Приложите все усилия к тому, чтобы развить в воспитаннике стремление к самодисциплине, добивайтесь доверительных и доброжелательных отношений между детьми, а также ребенком и воспитателем.

Конечно, сложно порой принять ребенка таким, каков он есть, даже при условии, что педагог сознательно и последовательно придерживается личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Некоторые дети, без сомнения, могут вызвать раздражение. Но, в конечном счете, с раздражением можно справиться или, по крайней мере, не показывать его открыто. Главное, насколько ребенок, вызывающий раздражение, оценивается в соответствии с неким идеальным образом, существующим в сознании взрослого. По-моему, очень важно выработать в себе способности, имея даже «идеальный образ», не подгонять ребенка к этому образу – это и является выражением принятия ребенка таким, каков он есть.

Мне кажется, не нужно бояться перехвалить ребенка. Похвала окрыляет, вселяет веру в свои силы. В становлении личности ребенка оценочная деятельность взрослых, а затем и сверстников играет значительную роль. Но, разумеется, оценка деятельности ребенка должна быть объективной. Очень важно, отмечая недостатки в результатах детского труда, быть максимально доброжелательным и непременно дополнять свои замечания положительной перспективой. Похвалить – горячо и убедительно, подкорректировать – мягко и ненавязчиво, а затем – снова заряд позитива: «У тебя все-все получится!» В своей практике я стараюсь использовать именно эту схему.

Дети, взаимодействующие друг с другом, далеко не всегда способны разрешать возникающие конфликты и свои проблемы мирным путем. Мне кажется, задача первостепенной важности для воспитателя – научиться реагировать на такие ситуации активно, а не реактивно, а именно:

• ориентировать свои действия не на факт проступка или конфликта, а на его мотивы;

• в процессе разрешения конфликта актуализировать соответствующие эмоциональные состояния детей;

• стимулировать поиск «мирных» взаимодействия и выхода из конфликтной ситуации;

• помочь ребенку осознать неправомерность совершенного действия;

• не наказывать провинившегося, а призвать его прислушаться к своей совести.

Каждый воспитатель просто обязан задать себе вопрос: каким он хочет видеть своего воспитанника в будущем? Карл Роджерс указывал, что в зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в период становления личности, формируется тот или иной тип личности. По классификации Роджерса, существуют два противоположных типа: полноценно функционирующая личность и «неприспособленная личность».

Первый тип получал безусловное позитивное внимание. Его характеризуют эмоциональная глубина и рефлексивность, адаптированность, уверенность в себе, доверие и креативность.

Второй тип соответствует человеку, получавшему условное позитивное внимание. Его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно задуманному плану, ему присущи управляемость, конформизм, заурядность и отсутствие креативности.

Без сомнения, воспитать человека, относящегося к первому типу, возможно только руководствуясь принципами гуманистической педагогики, сориентированной на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности.

. Вершиной личностного развития в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Таким образом, новое время ставит перед нами новые цели. Нам необходимо воспитать человека, умеющего жить в условиях расширяющейся демократии, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе, обладать организаторскими умениями, способностью руководить людьми, принимать управленческие решения. Но главные личностные качества, на основе которых должен строиться стиль взаимодействия членов современного общества – это отказ от диктата и оказания любых способов давления на личность, проявление уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности. А достичь этого мы сможем только в том случае, если пойдем по сложному, но единственно верному пути гуманизации и гуманитаризации отечественной педагогики.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Книга в почтовой коробке» Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды.

Эссе на тему «Вся школа, вся педагогика — это прежде всего учитель. К. Д. Ушинский» Призвание «Учитель» - это благородное, высокое, важное. В то же время – это одна из самых трудных, кропотливых, требующих полной самоотдачи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 18:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кузнецова (УИ 318319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД