Получи документы

Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»

Мария Кузнецова
Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогика – одна из древнейших областей деятельности человека, направленная на образование и воспитание человеческого существа в соответствии с общепринятыми культурными традициями, ценностями и общественно значимыми идеалами. Буквальный перевод этого слова с греческого языка означает «вождение детей».

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

• прагматической;

• гуманистической.

Темочки:

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала ХХ века в США, сохраняется здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции обществу в первую очередь требуется эффективный работник, ответственный гражданин и потребитель.

Гуманистическая концепция, имеющая многочисленных сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, осознании собственного «Я».

Совершенно правильно утверждал В. Л. Сухомлинский: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника».

Сегодня в России происходит возрождение гуманистических идей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде К. Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших педагогов советского периода, таких, как В. Л. Сухомлинский, А. С. Макаренко, В. Ф. Шаталов.

Таким образом, вечная педагогическая проблема приоритета в воспитании интересов личности и интересов общества решается в пользу личности.

На особом месте стоит имя Карла Роджерса. Его по праву называют учителем гуманизма.

В чем же сущность педагогики гуманизма? Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно- воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Гуманистическая педагогика, по Роджеру, требует приспособления школы к потребностям учащегося, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Практика гуманитарной школы уже выработала конкретные методы и формы инновационной деятельности. Среди них следующие.

• Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.

• Индивидуализация процессов воспитания и обучения.

• Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.

• Вера в силы и возможности воспитанника.

• Принятие воспитанника таким, каков он есть.

• Усиление гуманитарного образования.

Можно также перечислить некоторые приемы и установки гуманистического воспитания. Это:

• воспитание доверием, любовью, уважением;

• воспитание ответственностью;

• воспитание через здравомыслие;

• воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам понятий нравственных, гражданских, правовых и экономических решений;

• воспитание творчеством.

Роджер справедливо указывал, что не только плохое качество жизни, взаимная вражда, недоверие – и полное уничтожение жизни на земле могут стать той ценой, которую человек заплатит за недооценку творчества.

Педагог-гуманист дает возможность ребенку самому пережить чувство и состояние доверия, ответственности, творчества, различных смысловых ситуаций. Но этому нельзя научить, ощущая себя «над ребенком», необходимо вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и себя, свой внутренний мир. Ребенок должен ощутить, что взрослые не навязывают ему свое видение жизни, уважают его решения и помогают найти свою дорогу в атмосфере любви и доброжелательности.

Бесконечно прав В. Л. Сухомлинский, считая, что «детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний…». Он писал: «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников – воспитывайте детей без наказаний». И еще одна цитата: «Воспитание без наказания – это не узко школьное дело. Это – одна из важнейших проблем… переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений».

Осуществление творческих гуманистических начинаний в области образования – большое искусство, требующее от воспитателя настойчивости в самовоспитании, высокого уровня профессионального мастерства, творческого видения им проблем и полной самоотверженности.

На мой взгляд, самое сложное – переориентация личностных установок учителя. Несмотря на то, что Россия законодательно провозгласила человека высшей ценностью, подчеркнув, таким образом, свою приверженность идеям гуманизма, полностью преодолеть сложившуюся в течение длительного времени авторитарную систему взаимоотношений учителя и ученика не так то просто. Консервативно настроенному педагогу сложно отказаться от традиционных форм и методов обучения с педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность отношений между педагогом и учеником «на равных». Многие считают, что маленькие дети не способны принимать решения, поэтому их надо всегда контролировать. Такая позиция выражается в постоянной регламентации всей жизнедеятельности детей и варьируется от опеки до жесткого контроля. Но если не предоставлять ребенку самостоятельности, он никогда не повзрослеет. И речь не идет о снижении или ослаблении контроля, но лишь о том, чтобы в каждом возрасте в соответствии с готовностью ребенка создавать ему условия для личностного роста. Ребенок будет учиться брать на себя ответственность за свои решения, приобретет умение самостоятельно определяться в жизненных ситуациях. Невозможно воспитать полноценную личность, передавая ему лишь готовый опыт. Разумнее создать условия, способствующие накоплению этого опыта, тактично и ненавязчиво прививать навык социально востребованного поведения. Необходимо забыть одну из основных установок авторитарной педагогики, гласящую: воспитатель – руководитель, воспитанник – подчиненный. Помогите ребенку поверить в то, что вы – равноправные партнеры одного процесса. Покажите ребенку, что он уникален, очень нужен, любим вне зависимости от поведения. Приложите все усилия к тому, чтобы развить в воспитаннике стремление к самодисциплине, добивайтесь доверительных и доброжелательных отношений между детьми, а также ребенком и воспитателем.

Конечно, сложно порой принять ребенка таким, каков он есть, даже при условии, что педагог сознательно и последовательно придерживается личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Некоторые дети, без сомнения, могут вызвать раздражение. Но, в конечном счете, с раздражением можно справиться или, по крайней мере, не показывать его открыто. Главное, насколько ребенок, вызывающий раздражение, оценивается в соответствии с неким идеальным образом, существующим в сознании взрослого. По-моему, очень важно выработать в себе способности, имея даже «идеальный образ», не подгонять ребенка к этому образу – это и является выражением принятия ребенка таким, каков он есть.

Мне кажется, не нужно бояться перехвалить ребенка. Похвала окрыляет, вселяет веру в свои силы. В становлении личности ребенка оценочная деятельность взрослых, а затем и сверстников играет значительную роль. Но, разумеется, оценка деятельности ребенка должна быть объективной. Очень важно, отмечая недостатки в результатах детского труда, быть максимально доброжелательным и непременно дополнять свои замечания положительной перспективой. Похвалить – горячо и убедительно, подкорректировать – мягко и ненавязчиво, а затем – снова заряд позитива: «У тебя все-все получится!» В своей практике я стараюсь использовать именно эту схему.

Дети, взаимодействующие друг с другом, далеко не всегда способны разрешать возникающие конфликты и свои проблемы мирным путем. Мне кажется, задача первостепенной важности для воспитателя – научиться реагировать на такие ситуации активно, а не реактивно, а именно:

• ориентировать свои действия не на факт проступка или конфликта, а на его мотивы;

• в процессе разрешения конфликта актуализировать соответствующие эмоциональные состояния детей;

• стимулировать поиск «мирных» взаимодействия и выхода из конфликтной ситуации;

• помочь ребенку осознать неправомерность совершенного действия;

• не наказывать провинившегося, а призвать его прислушаться к своей совести.

Каждый воспитатель просто обязан задать себе вопрос: каким он хочет видеть своего воспитанника в будущем? Карл Роджерс указывал, что в зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в период становления личности, формируется тот или иной тип личности. По классификации Роджерса, существуют два противоположных типа: полноценно функционирующая личность и «неприспособленная личность».

Первый тип получал безусловное позитивное внимание. Его характеризуют эмоциональная глубина и рефлексивность, адаптированность, уверенность в себе, доверие и креативность.

Второй тип соответствует человеку, получавшему условное позитивное внимание. Его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно задуманному плану, ему присущи управляемость, конформизм, заурядность и отсутствие креативности.

Без сомнения, воспитать человека, относящегося к первому типу, возможно только руководствуясь принципами гуманистической педагогики, сориентированной на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности.

. Вершиной личностного развития в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Таким образом, новое время ставит перед нами новые цели. Нам необходимо воспитать человека, умеющего жить в условиях расширяющейся демократии, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе, обладать организаторскими умениями, способностью руководить людьми, принимать управленческие решения. Но главные личностные качества, на основе которых должен строиться стиль взаимодействия членов современного общества – это отказ от диктата и оказания любых способов давления на личность, проявление уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности. А достичь этого мы сможем только в том случае, если пойдем по сложному, но единственно верному пути гуманизации и гуманитаризации отечественной педагогики.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Книга в почтовой коробке» Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды.

Эссе на тему «Вся школа, вся педагогика — это прежде всего учитель. К. Д. Ушинский» Призвание «Учитель» - это благородное, высокое, важное. В то же время – это одна из самых трудных, кропотливых, требующих полной самоотдачи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 18:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практико–значимый проект «Театрализованная деятельность как форма взаимодействия взрослых и детей в условиях ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кузнецова (УИ 318319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД