Приложение МААМ

Практикум для воспитателей по развитию выразительной речи дошкольника.

Оксана Дудкина
Практикум для воспитателей по развитию выразительной речи дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем детского сада и другими взрослыми дома, так и в учебной деятельности по речевому развитию детей. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы на настраивается на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.

Публикация «Практикум для воспитателей по развитию выразительной речи дошкольника,» размещена в разделах

Речь ребенка развивается со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимоотношение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя, выделяются несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чем он говорит. И к тем, для кого он говорит.

Что такое интонация?

Интонация – это не только повышение и понижение тона, это также усиление и ослабление голоса. Замедление и убыстрение темпа. Различные изменения тембра. Это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычно в процессе общения.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности :

Речевое развитие

Логическое ударение

Пауза

мелодика

Темп

Изменения громкости голоса

Тембр.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Для этого используют дыхательную гимнастику и различные игровые упражнения.

Просмотр слайда.

Педагог учит произносить фразы, составляющие из трех - пяти слов. Без дополнительных пауз, на одном выдохе.

Щенки щипают щепку.

Кошка бежит за мышкой.

Соня катает Саню на санках.

При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью слов, и кроме того, широко использует специальный материал: чистоговорки, диалогические скороговорки.

- расскажите мне про покупки!

- про какие, про покупки!

-Про покупки, про покупки. - Про покупочки свои.

Для развития голосового аппарата менять громкость голоса используются словесные игры и упражнения. Они учат детей внимательно слушать, способствуют развитию слухового восприятия и внимания.

Например: Тихо - громко, Кто как кричит, используют приемы звукоподражания «Лесенка».

Цель: учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание: Педагог произносить фразы, а дети переставляют игрушку или оставляют на той же ступеньке в зависимости понижения или повышения голоса.

Чу-до-ле-се-нкой---ша=га-ю,

Вы-со-ту—я—на-би=ра-ю, шаг-на-го-ры, шаг-на-ту-чи.

А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че.

Просмотр слайда.

Для выработке интонационной выразительности речи можно использовать следующие упражнение:

Скажи фразу: девочка играет в саду с куклой так, что бы понятно, что:

---с куклой играет девочка, а не мальчик.

Девочка не просто унесла ее туда, а играет.

Девочка играет в саду с куклой.

Она играет не в парке, в лесу, а в саду.

Девочка играет в саду с куклой.

Играет не с мишкой, а с куклой.

Просмотр слайда.

«Кто боится прививки?»

Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Описание: предметные картинки выкладываются перед детьми. Педагог произносит фразу» Я прививок не боюсь, если надо уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос»Кто боится прививок»

Так же умение пользоваться интонационными выразительности осуществляется через образовательную область» Развитие речи», задачи, которые осуществляются на данном этапе, способствуют

---формированию целостной картины мира, в т. ч. первичных ценностных представлений;

---развитию литературной речи;

---приобщению к словесному искусству, в т. ч. развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Просмотр слайда.

Следует регулярно организовывать по желанию детей игры драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору. Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности словесном творчестве.

«Медвежата»

Цель: закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Два ребенка играют роли медвежат, один – медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммедунамм, маммолокабынамм».

Медведица отвечает низким голосом: Вотявамм, всемаловамм!».

Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!».

Умение пользовать умеренным темпом речи : при развитии восприятия этого эмоционального компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить с понятиями «быстро и медленно», «умеренно». Сначала вводятся контрастные образы темпа: быстро и медленно. После овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки.

Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движения темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь, то дети тоже должны ускорять свои движения, для успешного запоминания терминов можно использовать специальные символы: круг зеленого цвета обозначает быстро, круг желтого цвета умеренно, круг красного цвета медленно. По мере овладения детьми этими понятиями использование наглядных опор прекращается.

Показ слайда.

Цель: закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали. Поехали за грибами, за орехами «, затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе, «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

Чем богаче и выразительнее речь ребенка. Тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи : выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Публикации по теме:

«Система работы по развитию звуковой и Интонационной культуры речи.» I. Моделирование системы деятельности педагога, направле -Многие современные дети к концу дошкольного периода и на начальном этапе школьного обучения не умеют свободно пользоваться устной речью.

Анкета для оценки знаний и умений воспитателя по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Уважаемые воспитатели! Просим Вас принять участие в анкете по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста». Отметьте любым значком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для воспитателей по развитию выразительной речи дошкольника.
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 18:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для воспитателей по развитию выразительной речи дошкольника.» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Дудкина (УИ 73321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД