Татьяна Губенко
Право на защиту и помощь
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества»
Право на защиту и помощь
Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.
Публикация «Право на защиту и помощь» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше проблемных детей с поведенческими нарушениями, эмоционально – личностными расстройствами (застенчивость, страхи, гиперактивность и т. п.) – по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что 58% педагогов не только не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт нарушений психо – эмоциональной сферы ребенка.
Кроме того, значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется.
Т. е ребенка в ДОУ можно считать защищенным лишь от физического насилия.
В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.
Педагог – главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в ДОУ, а также защита детей от жестокого обращения в семье.
Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель. Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким – либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребёнка.
1- й уровень:
• Декларация прав ребенка (принята ООН 20.11.1959 г.). Декларация — «провозглашение» : в отличие от Конвенции, пактов носит не столько законодательный характер, сколько характер нравственного ориентира.
• Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г.); другие документы, принятые рядом стран.
2 -й уровень:
• Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
• Гражданский, Уголовный и Семейный кодексы РФ
3-й уровень:
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).
• Закон об образовании (№ 273 – ФЗ от 29.12.12)
• Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЁНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт развёрнутое содержание понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты (ст. 19) за обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребёнка (ст. 6);
• за защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права ребёнка на личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию (16);
• за обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (24);
• за признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (27)
• за защиту ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации (34);
• за защиту ребёнка от жестокого обращения (ст. 37);
• за помощь ребёнку, явившемуся жертвой любых видов жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность:
• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-135);
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
• право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56);
при этом предусмотрены:
• лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
• немедленное отобрание ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.