Православная певческая культура в системе начального музыкального образования

Ольга Кочанова
Православная певческая культура в системе начального музыкального образования

Православная певческая культура

в системе начального музыкального образования

(из опыта работы с ансамблем православного пения «Ладанка» ДШИ)

Кочанова Ольга Николаевна

преподаватель ДШИ г. Фокино

«Открыть в церкви источник духовного развития и

нравственных убеждений – высшая цель

всякой народной школы:

школа учит человека не многому и не долго,

церковь поддерживает и наставляет его

от колыбели до могилы».

К. Д. Ушинский

Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, музыка Русской православной церкви рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений. Уже со времен Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. Изучение русской православной музыки являлось частью музыкального воспитания в общеобразовательных учебных заведениях России. Однако, в силу определенных причин, эта традиция была прервана.

В начале 90-х годов прошлого столетия, в связи с различными политическими переменами в стране духовная жизнь нашего народа начала возрождаться. Свидетельства этому - возвращение святынь, повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, воскресных школ и многое другое. Россия возвращается к своим истокам. Она вспоминает свои священные гимны, вновь обращается к ангелоподобному пению, способному очистить души поющих и слушающих.

Духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Это один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров.

Изучение духовной музыки в детском вокально-хоровом коллективе – это длительный процесс, органично входящий в повседневную жизнь коллектива. Пение без сопровождения (a cappella) требует от детей высокой исполнительской культуры, большого технического мастерства, в полной мере развивает певцов.

Важным является то обстоятельство, что через произведения, написанные на духовные тексты, дети открывают для себя общечеловеческие ценности религиозной культуры. Ведь начинать изучение духовной музыки с произведений, язык которых не понятен, нельзя, такое исполнение будет формальным, безжизненным и скучным. Дети смогут искренне выразить только то, что по–настоящему поймут и прочувствуют. И не надо опасаться разговоров о скорбящей Богородице или распятом и воскресшем Христе, или о раскаявшемся разбойнике, поскольку темы зла, смерти, греховности, так или иначе, могут затрагивать даже столь юные души. А чувства любви, самопожертвования, душевной щедрости – это те темы, без которых трудно представить истинное взросление детей. Через образы, через эмоциональное переживание осознаются духовно-нравственные понятия. Нужно только правильно преподнести эту тему, зачастую дети способны понять многое глубже и полнее, чем взрослые.

Определяющее значение в работе над духовной музыкой имеет так же личность хормейстера. Именно от его мудрости и профессионализма зависит насколько тонко и глубоко дети сумеют прочувствовать духовную музыку и передать это в исполнении. Беря в руки партитуру духовного содержания, хормейстер должен понимать ту огромную ответственность, которую он возлагает на себя.

Нужно учитывать: чем младше дети, тем более открыты они ангельской чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к святому пению. Если же до 12 - 13 лет не удалось заложить доброкачественную основу, то духовное развитие подростков ничем не ограждено от опасного пути, трудно будет им избежать страшных соблазнов. Поэтому в разных формах нужно вновь искать точки соприкосновения школы с Церковью и церковным пением.

В детской школы искусств г. Фокино уже 10 лет существует ансамбль православного пения «Ладанка». Участниками ансамбля становятся дети разные и по возрасту, и по степени духовного развития и образования. Есть дети, которых привлекло пение именно православных песнопений, других просто заинтересовал необычный музыкальный язык произведений. Но, благодаря общению в этом коллективе, дети чаще посещают храм и приводят в дом Божий своих родителей.

Очень радостно, что участники ансамбля «Ладанка» начали служить в храме. Стало замечательной традицией участие детей в богослужениях.

«Детские» богослужения чрезвычайно важны, ведь на этих литургиях они впервые начинают молиться соборной молитвой, ощущают себя частью Церкви Христовой и приобщаются к истинной вере. Участие детей в церковных службах – это приобщение к духовной жизни, это сама духовная, литургическая жизнь, а не только подготовка к ней.

Пение в церкви – это не просто пение, это – молитва, а как говорят святые отцы, кто молитву поёт, тот трижды молится. А Бог слышит детские молитвы. Дети молятся, и их участие в богослужении очень сильно повлияло на них. Помощь Господа и Матери Божьей не оставляет детей. Они возрастают духом, сознанием, развиваются в музыкальном и духовном плане, ведь детская душа удивительно чутка к правде, подлинности и красоте.

Ведь еще святитель Иоанн Златоуст объяснял: «для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство томления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле, ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».

Какие же песнопения могут исполняться вне церкви? Это тропари, кондаки, стихиры, исполняемые на глас, и как авторские сочинения; это отдельные песнопения Всенощного бдения и Литургии (кроме песнопений евхаристического канона). Но более всего для исполнения вне богослужения подходят запричастные концерты. К этому жанру относятся развёрнутые песнопения, посвящённые различным праздникам: Господним, Богородичным, в честь святого или библейского события.

Репертуар ансамбля православного пения «Ладанка» составляет в основном 2-3-хголосные песнопения, несложные переложения для детского хора или женского.

Конечно, с большой радостью участники ансамбля исполняют рождественские колядки, пасхальные песнопения, духовные стихи и канты. К православным праздникам готовятся отдельные программы. В них - духовные стихи и песнопения, поэтические произведения русских поэтов, положенные на музыку современными авторами (например, С. Никулиной, Е. Богдановой, Н. Обольской, М. Малевича и др.).

Для учащихся общеобразовательных школ в храмах проводятся тематические беседы с участием ансамбля «Ладанка»: «Храм – дом Божий», «Праздников праздник», «О, Всепетая Мати».

Стало традицией ансамбля во время рождественских праздников посещать на дому пожилых людей и приносить им радостную весть о рождения Христа. Это дает детям возможность стать непосредственными участниками созидательных дел милосердия.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что использование духовной музыки в вокально-хоровой работе с детьми, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности, развитию музыкальной культуры, формированию эстетического отношения к окружающему миру при целенаправленной деятельности педагогов.

Как жаль, что многие из нас в детстве были оторваны от Церкви, и сердце недостаточно впитало небесного, божественного! Но тот свет Христов, который коснулся нас и освещает сегодня дорогу наших детей, дает Надежду, укрепляет Веру и согревает Любовью!

И как точно заметил русский поэт Иван Никитин:

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой Хранитель

Все эти слёзы соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

Литература:

1. Барковская С. П. Нравственно-эстетические ценности русского православного искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки. – М., 1999.

2. Кошмина И. В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе:– Москва, 1994.

3. Пырикова О. В. Очерки по истории русской духовной музыки. Брянск: СПО ВОГ, 2006.

4. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Трубин Н. Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз. -пед. учеб. заведений. – Смоленск, «Смядынь», 2004.

Публикации по теме:

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ.

Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания. Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний.

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ Содержание: Введение 1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ 2. Основные задачи организации дошкольного образования.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального образования Актуальность и перспективность опыта На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности.

Хореографическое искусство в системе дошкольного образования Хореографическое искусство в системе дошкольного образов Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились.

Игра в системе дошкольного образованияИгра в системе дошкольного образования Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний,.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Рождество Христово» по учебнику «Православная культура». Цель: Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово и о его значении. Задачи:Познакомить с основными понятиями христианской.

Педсовет в ДОУ «Преемственность дошкольного и начального общего образования» Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Красноярский край Канский район Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты» Название работы: Преемственность.

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС начального общего образования В законе РФ «Об образовании» придается большое значение развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей. Очень важным.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Православная певческая культура в системе начального музыкального образования
Опубликовано: 20 марта 2016 в 15:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Ежик»
Добрый день, дорогие друзья! Предлагаем вам смастерить ежика из бумаги. Поделка проста в исполнении и у детей вызвала интерес. Необходимые...
Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...