Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях»

Елена Бурашникова
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребё нка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях“» размещена в разделах

Важной задачей детского сада при введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством грамотно спланированной организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги должны вдумчиво и рационально организовать развивающую предметно-пространственную среду группы, которая должна быть (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался требованиями к развивающей предметно-пространственной среде. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (педагога-психолога, педагога ИЗО деятельности, хореографа, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) учитывалось всё, что способствовало бы достижению целевых ориентиров дошкольного образования, также учитывались показатели здоровья воспитанников, их психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.

В построении предметно-пространственной среды мы опирались и на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

В группах и кабинетах учреждения созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые выдвинуты требования не только к предметно-пространственной среде группы, но и к участку организации. Важнейшими компонентами экологической развивающей среды на участке в нашем детском саду является экологическая тропа и учебно-опытный участок. Наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними, дети познают природу ближайшего окружения. Работа на тропинке и учебно-опытном участке осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий.

Организация исследовательской деятельности начинается в мини-огородах на окне ранней весной и завершается осенью. Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Все это способствует бережному и заботливому отношению к нашей хрупкой природе. Родители принимают активное участие: приносят семена различных растений, участвуют в эстетическом оформлении «огородов». Эти крошки-огородики устроены с учетом естественно-научных требований и задач экспериментирования и грамотны с психологической точки зрения.

Работа на учебно-опытном участке организуется в соответствии с планом работы, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей дошкольного возраста. Дети раннего и младшего возраста участвуют в наблюдениях, предусмотренных циклограммой утренних и вечерних отрезков времени. Дети среднего и старшего дошкольного возраста участвуют в различных видах работ по выращиванию растений (посадке, прополке, рыхлении, поливе, сборе урожая и семян, пересадке растений).

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Для проведения целевых прогулок педагоги разработали экскурсии по временам года. Используются и такие формы и методы работы, как опыты, экологические игры, конкурсы, праздники, позволяющие развивать в детях любознательность и желание наблюдать, экспериментировать.

Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и детьми.

В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Таким образом, организация предметно - пространственной среды в дошкольной организации с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство или, другими словами, зону ближайшего развития.

Педагоги МБДОУ ЦРР ДС № 251 убеждены в том, что эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания.

Публикации по теме:

Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь!Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь! Каждый детский сад – маленькая страна с многочисленными жителями: озорными мальчишками и девчонками. Воспитывая детей, мы вместе с родителями.

Совместное творчество родителей и детейСовместное творчество родителей и детей Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях»
Опубликовано: 12 мая 2014 в 08:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бурашникова (УИ 217934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД