Лучший педагог года

Представление опыта работы на областном конкурсе «Педагог года Подмосковья — 2012».

Шанина Ирина Викторовна
Представление опыта работы на областном конкурсе «Педагог года Подмосковья — 2012».

Уважаемые коллеги,хочу поделиться своим опытом выступления на областном этапе конкурса "Педагог года Подмосковья", в котором я принимала участие в марте 2012года. Я представляла художественно - творческую деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Позвольте представить Вам "мою речь" и презентацию опыта работы к ней.

Художественно – творческая деятельность.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Публикация «Представление опыта работы на областном конкурсе „Педагог года Подмосковья — 2012“,» размещена в разделах

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, уделяя особое внимание всем видам деятельности, но одним из ведущих направлений моей деятельности является художественно – эстетическое направление, в частности - изобразительная деятельность.

Своё выступление я хочу начать со слов фр. Философа Денни Дидро:

«Нация, в которой учили бы рисовать так же как учат читать и писать, превзошла бы вскоре другие во всех науках, искусствах и мастерствах».

В процессе рисования, лепки, аппликации ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы над изображением образа, ребёнок начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности, признаки и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанию их использования. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных – дидактических – методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов и шаблонов, представлений, которые не пробуждают детскую фантазию, воображение, творческие способности, а, наоборот, подавляют развитие личности.

В поисках новых методов, приём и форм работы по изобразительной деятельности мной были изучены и проанализированы программы по изобразительной деятельности Т. Дороновой, Б. Неменского, И. Лыковой, Г. С. Швайко, Т. А. Копцевой. Я прошла курсы повышения квалификации в Московском Университете «Первое сентября» по направлениям: «Новые подходы к художественно – эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении» Т. А. Копцева, «Мини - музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Н. А. Рыжова, «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника».

Обобщив и систематизировав опыт работы ведущих педагогов, я открыла для себя новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности и внедрила их в свою педагогическую деятельность. Эти подходы основаны на следующих целях:

- Приобщить детей к наблюдению за действительностью. Способствовать формированию наблюдательности и внимательности.

- Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца – художника.

- Предоставить детям свободу в отражении (доступными для ребёнка художественными средствами) своего видения мира.

В своей работе с детьми по изобразительной деятельности я ставлю и решаю следующие воспитательно-образовательные задачи:

- Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально – эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально – нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

- Познакомить детей с разными традиционными и нетрадиционными техниками и приёмами работы с разными материалами в определённых видах изобразительной деятельности.

- Способствовать пониманию положительных и отрицательных эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребёнка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним.

- Подводить к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление и восхищение. Обращать внимание детей на то, что искусство окружает их повсюду: дома, на прогулке, в детском саду. Оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему нужно относиться бережно.

- Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусства.

- Способствовать развитию творческих способностей, индивидуальной манере воплощения и изображения своих мыслей и видения предложенной темы.

- Применять анализ детской работы как обучающий метод.

Все выше перечисленные задачи я пытаюсь решать, используя традиционные и нетрадиционные методы рисования с детьми, ставя перед собой главную задачу: научить детей не бояться начать творить. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый, вступивший в мир человек, и этот потенциал надо попытаться раскрыть максимально.

Так, например, использование приём «от пятна» помогает детям овладеть навыками композиции. Ребёнок не выполняет сразу графический рисунок, а рисует цветовые пятна, типичные для данного задания, а затем с помощью композиции цветовых пятен дорисовывает, придавая ему конкретный образ.

Выдувая цветные кляксы из коктейльной трубочки, дети не боятся сделать что-то не так, образ получается сам собой, как бы направляя и подсказывая детям, что они хотели изобразить, а малышам нужно лишь додумать образ и дополнить его деталями.

Рисуя пальчиками, мы не только прививаем интерес детей к рисованию, но и позволяем им попробовать на ощупь текстуру краски, развиваем тактильные ощущения, мелкую моторику, проводя одновременно пальчиковые гимнастики и игры.

Одним из направлений моей работы является привитие интереса детей к изобразительной деятельности через воспитывающее влияние народного творчества, которое очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интерес к образцам народного декоративно – прикладного искусства воспитывает у них желание заниматься подобной деятельностью, перевоплощаться в народных умельцев; воспитывает чувство патриотизма, духовные и нравственные ценности, знакомит с культурой и традициями своего народа.

Одной из форм работы для решения поставленных передо мной задач по изобразительной деятельности, я выбрала для себя реализацию проектной деятельности. Так мной был разработан долгосрочный проект под общим названием «Времена года», который рассчитан на весь год и состоит из блоков: «Краски лета», «Чудеса осени», «Зимняя сказка» и «Весенние фантазии».

Данный проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в разное время года и применить их с творческим подходом в практической изобразительной деятельности.

Во время реализации проекта прослеживается взаимосвязь между всеми видами деятельности, что влияет на более глубокое изучение детьми конкретных тем по изобразительной деятельности и более результативное усвоение детьми предложенного материала, наработка определённых навыков.

В рамках проекта ведётся большая работа по развитию речи детей: обогащение активного словаря детей новыми словами и образными выражениями, доступными терминами, эпитетами, поговорками, пословицами, знакомство с литературным творчеством поэтов о разных временах года.

Проект позволяет приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми в ходе организации и проведения различных выставок и конкурсов, предполагает более тесное взаимодействие с семьёй ребёнка.

В каждом блоке проектной деятельности подобрана система занятий по определённой теме, относящейся к данному времени года. Детям предлагается выполнить одну и ту же тему в разных техниках (рисунок, живопись, аппликация, лепка, используя разные изобразительные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки и т. д.). Дети учатся изображать один и тот же предмет или пейзаж разными способами, что закрепляет их навыки и умения, расширяет и углубляет знания по данной теме, развивает творческие способности, умение сравнивать, анализировать свои работы, искать новые пути изображения одного и того же предмета или явления, выделять в них главное и замечать детали.

Предлагаю вашему вниманию работы детей 5- 7 лет на тему «Цветы» из проектной деятельности «Весенние фантазии», выполненные разными изобразительными средствами и из разных материалов, которые наглядно показывают результативность подобранной и проведённой системы занятий по данной теме.

В рамках проектной деятельности «Зимняя сказка» я использовала такую новую форму работы с детьми и родителями как организация в групповой комнате мини – музея. Нами был создан экспериментальный мини- музей Драконов. Одной из задач мини – музея была – учить изображать драконов разных видов при помощи различных изобразительных средств и материалов. Дети не только научились лепить, рисовать драконов карандашами, мелками и красками, но и значительно расширили свой кругозор, открыли возможности для самостоятельной активной деятельности. Теперь они без труда смогут ответить на вопрос, чем различаются между собой восточные драконы и что за дракон изображён на гербе Москвы под золотым копьём Георгия Победоносца. Все выполненные детьми работы стали экспонатами нашего мини – музея.

Реализация проектной деятельности «Времена года» ещё продолжается. На данный момент реализуется блок «Весенние фантазии». Но уже можно с уверенностью сказать, что он был успешным и показал и продолжает показывать успешные плодотворные результаты по развитию творческих способностей детей, развитию их интереса к изобразительной деятельности.

У каждого ребёнка постепенно вырабатывается своя манера изображения. Вы не увидите ни одного рисунка, похожего на другой, потому что детям предоставлена свобода творчества, им даётся лишь тема, набросок рисунка, предлагаются разнообразные материалы. А всё остальное ребёнок домысливает, додумывает сам, опираясь на наблюдения, ассоциации, на полученный ранее опыт, приобретённые навыки.

В каждом блоке мы организуем с детьми тематические выставки рисунков, проводим конкурсы у себя в группе и участвуем в областных и всероссийских конкурсах по изобразительной деятельности, занимаем призовые места дипломы участников.

Но для меня самый главный результат моей работыэто когда я вижу вместо страха: «Я не могу! У меня не получится!» интерес в глазах детей и желание скорее попробовать самим, то, что им предлагают, когда они берутся за кисточку или карандаш не потому что «НАДО», а потому что «Я ХОЧУ!», когда ребё нок радостно произносит: «У меня получилось!» и с гордостью показывает свою работу, когда с утра зайдя в группу, после слова «Здравствуйте», дети задают мне первый вопрос: «А что мы сегодня будем рисовать?»

Публикации по теме:

Областной Креатив — фестивальОбластной Креатив — фестиваль В этом учебном году я принимала участие в V-ом областном Креатив – фестивале педагогов дошкольного и начального образования в номинации.

Победитель в номинации «Педагог дошкольного образования — 2011», г. о. Власиха, Московской области.Победитель в номинации «Педагог дошкольного образования — 2011», г. о. Власиха, Московской области. Год назад именно в это время я принимала участие в конкурсе "Педагог года - 2011" г. о. Власиха Московской области, на котором постаралась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление опыта работы на областном конкурсе «Педагог года Подмосковья — 2012».
Опубликовано: 7 ноября 2012 в 22:31
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД