Елена Лебедева
Представление опыта работы «Народные игры как средство приобщения детей к народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд-шоу
Слайд №1 Название презентации
Слайд № 2
У каждого народа свои традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве народной музыки и песни, живописи, литературе, архитектуре, о своих обычаях, культуре, праздниках.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления…» В. Белинский.
Слайд № 3
Публикация «Представление опыта работы „Народные игры как средство приобщения детей к народной культуре“» размещена в разделах
«Без прошлого нет будущего», - так сказал великий поэт А. С. Пушкин.
И он был прав! Именно родная культура : песни, танцы, игры должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности.
Слайд № 4
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Слайд № 5
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны, эмоциональны, образны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Слайд № 6
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) Подвижные (спортивные) игры. К ним относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве
(«Горелки»,«Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
б) Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже утрачены. К ним относятся игры : «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
в) По отношению к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры : «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
г) Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
д) Игры с ведущим (водящим) – игры, где один или несколько игроков выполняет какое-то действие или ведут игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
е) Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам» и др.
ж) Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять действия по тексту («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Слайд № 7
Так как все игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай»,
«Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «У медведя во бору», «Плетень» и др.)
- хороводы – шествия или хороводы с выполнением разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Улитка», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)
Слайд № 8
Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи:
- совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;
- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;
- развитие умений выполнять игровые образы;
- развитие творческой индивидуальности;
- развитие музыкального и эстетического вкуса;
- развитие всех психических процессов;
- развитие эмоциональной сферы;
- формирование понимания красоты речи;
- формирование духовной сферы, патриотических чувств;
- формирование коммуникативных качеств;
- формирование физических качеств;
- сохранение и укрепление здоровья;
- приобщение к народной культуре, традициям.
Слайд № 9
В своей работе я использую следующие методы:
Словесный метод:
- рассказ;
- беседы с элементами диалога;
- вопросы - ответы;
- разучивание загадок, считалок, текста и правил народных игр вместе с движениями,
Наглядный метод:
- рассматривание иллюстраций к играм;
- рассматривание костюмов;
- показ презентаций.
Практический метод:
- проведение игр;
- изготовление шапочек, ободков к играм;
- проведение праздников и развлечений с использованием народных игр;
- консультации для родителей;
- консультации для педагогов.
Слайд № 10
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм использую :
- знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;
- личный пример при разучивании игр;
- пример ребёнка при создании игрового образа;
- использование костюмов, атрибутов.
Слайд № 11
Проведённая работа показала, что использование в работе народных игр с пением оказывает большую положительную роль на детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре и традициям родной страны, создаё тся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, а также укрепляют и оздоравливают организм ребёнка. Что очень важно на данный момент.
Слайд № 12 «Доброго дня»