Елена Мохова
Представление опыта работы «Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с неблагоприятной динамикой заболеваемости, высокой распространённостью хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений среди детей дошкольного возраста, особую активность приобретает решение задач, связанных с поиском и внедрением эффективных стратегий профилактики и оздоровления подрастающего поколения.
Ситуация, которая сложилась в современной жизни требует принятие неотложных мер. Сегодня нужны образовательные учреждения, которые будут обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса. Организованного с учетом индивидуальных морфофизиологических, половых и возрастных адаптивных особенностей и возможностей детей, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.
Публикация «Представление опыта работы „Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность данной проблемы и практическая значимость определили выбор темы.
Целью нашего исследования являлось изучение эффективности социально-психологической и коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы, направленной на создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
задачами исследования является
1. Теоретическое изучение психолого-педагогической и научной литературы по вопросам создания здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
2. Апробировка на практике использование психолого-педагогических подходов в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
3. Определить эффективность использования программы социально-психологической и коррекционной работы, направленной на показатели тревожности у детей подготовительной группы.
Работа по выявлению и коррекции уровня тревожности – одно из важных составляющих по созданию здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения.
Нами был проведен формирующий эксперимент, направленный на оценку психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, направленного на создание здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении, на выявление уровня тревожности и его влияние на самооценку и статус личности воспитанника, как составляющих здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении. Формирующий эксперимент был проведен в три этапа: первый – констатирующий эксперимент, с целью определения уровня тревожности и самооценки личности испытуемых; второй – сам формирующий эксперимент, направленный на формирование здоровьесберегающей среды, в которой обучаются испытуемые – проведение игр, бесед и занятий корректирующего характера; третий – проверка результатов формирующего эксперимента.
Методика проводилась с каждым испытуемым индивидуально.
Перед началом работы каждому ребенку была дана общая инструкция. Кроме того, перед некоторыми рисунками давались дополнительные инструкции.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод, что дети 6-7 –летнего возраста испытывают достаточно высокий уровень тревожности, но при создании определенных условий здоровьесберегающей среды, уровень тревожности снижается и повышается самооценка, статусное положение в коллективе.
Проанализировав итоги исследования и организационную основу формирования здоровьесберегающей среды, можно сделать вывод: внедрение комплекса по организации здоровьесберегающей среды в дошкольно образовательные учреждения различного типа способствует формированию здоровьесберегающего пространства, чему способствует научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья детей и воспитателей, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, социализации личности.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
Теоретические: Изучение специальной литературы; изучение педагогического опыта; библиографическое описание; реферирование; конспектирование, цитирование.
Эмпирический: Формирующий эксперимент, направленный на выявление уровня тревожности и его влияние на самооценку дошкольников.
Проанализировав психолого-педагогическую и научную литературу, пришли к выводу, что организованное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса может корректировать психоэмоциональные нарушения и развивать их.
Проведенный формирующий эксперимент по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса, направленного на создание здоровьесберегающей среды в дошкольно образовательном учреждении подтвердил гипотезу исследования: создание здоровьесберегающей среды оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние дошкольников, в том числе на уровень тревожности и самооценки, если использовать в своей работе социально-психологическую программу с учетом показателей уровня тревожности и самооценки.
Проанализировав итоги исследования и организационную основу формирования здоровьесберегающей среды, можно сделать вывод: внедрение комплекса по организации здоровьесберегающей среды в дошкольно образовательные учреждения различного типа способствует формированию здоровьесберегающего пространства, чему способствует научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья детей и воспитателей, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, социализации личности.
Практическая значимость работы заключается в апробации программы социально-педагогической коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, направленной на нормализацию уровня тревожности и самооценки. В уточнении понятия «Здоровьесберегающая среда в дошкольно образовательных учреждениях», как совокупности управленческих, организационных, условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья детей на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения воспитательного процесса.