Елена Беглова
Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. "
Воспитатель
Беглова Е. П.
2015
Цели: учить познанию самого себя и своей индивидуальности. Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Формировать познавательный интерес к человеку. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Публикация «Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Познакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодиться им в будущем. Научить детей самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
Сформировать привычку здорового образа жизни.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление об организме человека (о строении собственного тела);
2. Научить правилам безопасности при выполнении физических упражнений; научить "слушать" и "слышать" свой организм;
3. Сформировать представление о том, что вредно и, что полезно для организма;
4. Рассказать детям о пользе физических упражнений, полезных и вредных привычках, о возможности предупреждения некоторых заболеваний и травм.
Дошкольный период жизни-важнейший период по формированию у детей знаний о здоровье и здоровом образе жизни, по формированию основы миро- и самопонимания.
Создание целостного образа "Я" не возможно без физического, телесного "Я". Усвоение ребенком дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать более эффективному самопознанию, пониманию зависимости между своей жизнью и окружающей действительностью, и поможет ориентироваться в ней. Эти знания дадут возможность ребенку осмыслить собственное существование среди других людей? Осознать свою необходимость и одновременное сходство со сверстниками.
Исходя из ФГОС мы создали в группе развивающую среду для формирования у детей знаний и навыков о здоровье и здоровом образе жизни.
Оздоровительная работа включает в себя утреннюю гимнастику в облегченной форме, физкультурные и музыкальные организованные виды деятельности, подвижные игры, закашивающие процедуры (мытье рук прохладной водой, босохождение по пуговичным коврикам, самомассаж стоп и другие полезные и интересные мероприятия).
Я отдаю предпочтения комплексным видам деятельности, включающим в себя развитие у детей речи, движения, музыкальных способностей, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью.
Планируя свою работу я учла физиологические особенности детей дошкольного возраста - доминирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Основным способом обучения у дошкольников является запечатление: в памяти детей сохранятся приведет верно те формы поведения, которые они наблюдают, а не те, о которых слышать. Исходя из этих особенностей физиологии дошкольников необходимо соблюдать ряд условий:
1. В основе процесса познания должны лежать многочисленные наблюдение и эксперименты, которые позволят детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур;
2. Следует широко практиковать решение логических и физиологических задач, проводить праздники и конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации;
3. Объем работы по формировании знаний о здоровье и здоровом образе жизни на столько велик и интерес детей к нему выражен так сильно, что всю работу невозможно реализовать на специально организованной образовательной деятельности. Основная масса сведений сообщается детям в форме обычного, нерегламентируемого разговора взрослого с ребенком, а так же в ходе реализации принципа "делай, как я";
4. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и не заметно, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребенка;
5. Знание должны даваться детям малыми дозами.
Методы формирования потребности в здоровом образе жизни:
1. Наблюдение:
- целенаправленно знакомиться со строением человека под руководством взрослого;
- фиксировать в памяти разнообразные вариации и отклонения в строении человека, наблюдаемые в обыденной жизни;
- начать осваивать метод самонаблюдения;
- совершать экскурсии и целевые прогулки в медицинские кабинеты своего детского сада и ближайшей поликлиники;
2. Экспериментирование:
- начать проводить самообследование и эксперименты на себе и на других людях;
- делать первые попытки выполнять короткий опыт по одной инструкции;
- при выполнении экспериментов начать самостоятельно соблюдать правила безопасности;
- осваивать простейшие меры первой помощи в свободной деятельности и на специально организованных видах деятельности;
3. Труд:
- совершать гигиенические процедуры самостоятельно и при участии взрослых;
- реализовывать заложенные природой потребности в движении, закаливании и чистоте;
-осваивать простейшие меры первой помощи;
4. Работа с книгой:
- систематически рассматривать рисунки и фотографии в художественной и специализированной литературе, в анатомических атласах;
-знакомиться по художественной литературе с вопросами гигиены, сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни;
5. Игра:
- по собственной инициативе организовывать сюжетно-ролевые игры на медицинскую тематику;
- с удовольствием играть в эти игры;
- шире использовать дидактические, настольно-печатные и подвижные игры;
- начать проводить не сложные конкурсы и соревнование;
6. Другие методы:
- продолжать запечатлевать события, связанные с сохранением здоровья человека;
- решать логические задачи;
- усваивать некоторые понятия методом моделирования;
- в конце года начать принимать участие в дискуссиях на тему здоровья и здорового образа жизни;
- отражать в рисунках, аппликациях и поделках ситуации связанные с выполнением гигиенических и закаливающих процедур (умывание, стирка, купание, принятие воздушных ванн и др.)
Работу по освоению детьми знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни я веду по блокам:
1 блок - Внешнее строение человека.
2 блок - Опорно-двигательный аппарат.
3 блок - Кожа.
4 блок - Пищеварительная система.
5 блок - Дыхательная и кровеносная система.
6 блок - Органы чувств.
(см. в презентации)
Заключение
По итогам каждого блока помещаем в уголок "Наш дневник здоровья", "Наши спортивные достижения" и фоторепортажи в форме стенгазеты "Здоровые дети".
Самое главное в работе воспитателя - это сохранение и улучшение здоровья детей, формирования у них желания заниматься физкультурой и спортом, приобретение знаний о себе и своем здоровье.
Эта работа была бы невозможной без постоянного взаимодействия с семьей. Навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются, в семье и обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы и принимали активное участие в жизни детей.
Пропаганда анатомо-физиологических знаний среди родителей способствует тому, что они стараются уделять больше внимания своему здоровью и здоровью своих детей. Благодаря этому родители по-новому смотрят на проблему оздоровления начинают заниматься с детьми физкультурой; используют элементарные приема массажа и самомассажа; записывают детей в спортивные секции и хореографические кружки.
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. - М. 2013
2. Иванова А. И. Человек естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М. 2010
3. Спортивные мероприятия для дошкольников (4-7 лет). - М. 2013
4. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. - С. 2010
5. Дошкольная педагогика декабрь 2012
6. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников. -М. 2012
7. Инструктор по физкультуре 2012