София Сединина
Презентация «Гендерный подход как один из аспектов психологического здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация «Гендерный подход как один из аспектов психологического здоровья»
Слайд 1 Гендерный подход как один из аспектов психологического здоровья.
Слайд 2 Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».
Публикация «Презентация „Гендерный подход как один из аспектов психологического здоровья“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования понимают — организацию учебной деятельности дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
Слайд 3 Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.
Слайд 4. Задачи гендерного воспитания:
1. Формирование поло-ролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).
2. Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений
3.. Подготовка к будущей семейной жизни – к роли отца и матери. полов.
4. Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).
5. Удовлетворение познавательных интересов детей.
Слайд 5. Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
в физическом развитии и социальном поведении;
в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Слайд 6. Сравнительное исследование особенностей готовности к школе мальчиков и девочек подготовительной группы ДОУ. Исследование проводилось на базе Детского сада № 47
Слайд7. Для достижения цели исследования использовался Т-критерий Стьюдента.
Слайд 8-9. Т-критерий Стьюдента выявил следующие различия особенностей готовности к школе у мальчиков и девочек:
1. У девочек социальный статус в группе выше, чем у мальчиков, стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими, могут хранить информацию короткое время, могут запоминать, сохранять длительное время и воспроизводить новую информацию.
2. Мальчики имеют проблемы запоминания и воспроизведения информации как в кратковременном, так и в долговременном плане.
3. У мальчиков лучше развито-наглядно-действенное мышление, они лучше ориентируются в пространственных заданиях, у них высокие способности к поиску нового нестандартного решения, к новаторству, они лучше выполняют поисковую деятельность.
4. Различия по показателям, объёма внимания, словарного запаса не выявлены.
Слайд 10. Качественные значения показателей школьной готовности у мальчиков и девочек.
Слайд 11. Как видно из таблицы уровень объёма внимания у дошкольников, как у мальчиков, так и у девочек средний, ближе к низкому (3,35 – девочки, 3,25 – мальчики). Можно сказать, что концентрация, а соответственно и объём внимания у дошкольников ситуативны и зависят, вероятно, от степени усталости, эмоционального состояния, мастерства педагога. Дети могут испытывать трудности при необходимости удерживать внимание на изучаемом объекте, могут часто отвлекаются.
Показатели памяти находятся на среднем уровне развития, что соответствует возрастным нормам. Дети не испытывают существенных трудностей при запоминании и воспроизведении материала, полученного вербальным путём как сразу после предъявления, так и по истечении времени.
Логическое мышление у дошкольников сформировано на уровне выше среднего. У девочек (9,0) данный показатель развит в большей степени, чем у мальчиков (8,6). Девочки несколько лучше, чем мальчики умеют самостоятельно находить последовательность картинок и составлять логический рассказ. В то же время, подчеркнём, что в обеих группах уровень развития логического мышления выше среднего.
Наглядно-действенное мышление находится на уровне выше среднего. У мальчиков (8,85) данный показатель развит больше, чем у девочек (7,85). Мальчики при выполнении заданий на внимание ориентированы на точность работы.
Показатель словарного запаса дошкольников находится выше среднего уровня развития. Ориентировочная оценка общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне развития. Стоит отметить, что у мальчиков она выражена несколько больше, чем у девочек. Средние значения умственного развития говорят о том, что данная характеристика соответствует возрастным особенностям старших дошкольников.
В структуре межличностных отношений у девочек преобладает социальный статус в группе (0,8,по сравнению с мальчиками (0,4). Мальчики уступают в дисциплине, реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Девочки же чувствительны к похвале, более чувствительны
к межличностным отношениям.
Слайд 12 Выстраивание модели образовательного пространства велось в 4 направлениях:
• Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
• Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
• Построение развивающей среды;
• Построение модели педпроцесса.
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. Инструктор по физическому воспитанию провела консультацию "Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста", психологом ДОУ был проведен семинар-практикум для педагогов "Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников". С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при сохранении смешанных групп используется дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. Цели занятий формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т. д.)
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.
Слайд 13-14. Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет использоваться, и совершенствоваться в образовательной деятельности.
Слайд 15.Спасибо за внимание.