Елена Соловьёва
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды во второй младшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.
В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.
Публикация «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды во второй младшей группе ДОУ» размещена в разделах
Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.
Инновационность подхода к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определённых ФГТ, но и работой в МДОУ экспериментальной площадки по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении их к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена взлёта и падения русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.
Начиная с 2010 года, в ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех педагогов, детей и их родителей.
Приступая к оформлению группового помещения, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду : приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; регулируем поло-ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности группы, опираясь на результаты диагностики.
Итак, в группе детского сада мы учитываем:
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- поло-ролевые особенности детей данного возраста,
- интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;
2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы, т. е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, мы провели оценку предметной среды группового помещения и составили списки, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой). Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды, демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими, например, бытовую и неоформленную двигательную активность, поэтому следует стремиться к их нулевым значениям. Некоторые виды активности, несмотря на высокое процентное содержание, например, игра, носили явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек. Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы отсутствовали. Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями. В продуктивной деятельности доминировало рисование. Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.
В целом, предметно – развивающую среду группы можно было охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям, как не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.
Цель оформления среды : создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Педагогу необходимо учитывать, что развивающаяся среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей с взрослыми в этой среде.
За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идею, представленную в пособиях Т. Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой, Н. Ю. Честновой «Как обустроить детский сад».
Групповая комната представлена тремя зонами : активной, рабочей и спокойной.
Значение предметно-развивающей среды :
-обеспечивает духовно-нравственное воспитание и развитие,
-высокое качество дошкольного образования,
- гарантирует охрану жизни и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,
- обеспечивает комфортное пребывание детей в ДОУ и педагогов на рабочих местах.
Центры развивающей активности детей
Обстановку в группе создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашей группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения, и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.
Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет :
- изменить распределение детских активностей : увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);
- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических ;
- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
- обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т. е. способствовать оздоровлению. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашей группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения, и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.
Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет :
- изменить распределение детских активностей : увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);
- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;
- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических ;
- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;
- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;
- обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;
- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т. е. способствовать оздоровлению.