Елена Айвазян
Эмоциональное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
• Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствуют о его психическим состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Основные потребности дошкольника :
• В любви, признании;
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Общении (в частности со сверстниками);
• Сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;
• Положительных эмоциях;
• Новых впечатлениях;
• Общественно значимой деятельности;
• Осознании соответствия положительному эталону.
Характеристики эмоциональной сферы в дошкольном возрасте :
• Эмоциональные процессы более управляемы;
• Развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);
• Происходит переход от желаний, направленных на предмет, к желаниям, связанным с представлениях о предмете, его свойствах и получением конечного результата;
• Самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;
• Появляется способность оценивать свое поведение.
Характеристики эмоциональной сферы детей раннего возраста:
• Отсутствие эмпатии;
• Эмоциональные реакции связаны с непосредственными желаниями;
• Эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией: может ли получить предмет, помогает ли ему взрослый;• Присутствует эгоцентризм;
• Появляется первичная самооценка, как правило, в этом возрасте она максимально завышена;
• Включаясь в действие, ребенок не предвидит его последствий и не переживает по поводу поступка и его последствий.
2 – 3 года
• Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности;
• Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения;
• Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх-драмматизациях и кукольных спектаклях;
• Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения;
• Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов и объектов природы.
3-4 года
• Умеет проявлять доброжелательность по отношению к окружающим;
• Эмоционально-отзывчиво следит за развитием действия в играх-драмматизациях и кукольных спектаклях;
• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
• Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения;
• Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов и объектов природы.
• Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
4-5 лет
• Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
• Понимает и употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические
качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый).
5-7 лет
• Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
• Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа;
• Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;
• Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
Задачи развития эмоциональной сферы дошкольников :
• Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;
• Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
• Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
• Ролевые игры (игры-драматизации);
• Психогимнастические игры;
• Коммуникативные игры;
• Творческие игры и упражнения;
• Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт;
• Релаксация;
• Элементы психологического тренинга.
Игры и упражнения направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольников :
• Игра «Пиктограммы».
• Игра «На полянке»
• Игра «Секретики»
• Игра «Чудесный сон котенка»
• Игра «Зеркало»
• Игра «Испорченный телефон»
Игры с педагогами, направленные на развитие эмоциональной сферы.
«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Цель. Развивать эмоциональную сферу ; закреплять пройденный материал.
Все участники игры, кроме двоих закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику игры какую-нибудь эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Тот, «разбудив» второго игрока, передаёт увиденную эмоцию, как он её понял, но тоже без слов. Далее все по очереди передают свою версию увиденного. После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию им показывали. Так можно найти, того, кто исказил информацию, или убедиться, что «телефон» был исправен.
Возможные вопросы для обсуждения:
По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять её?
Трудно ли было понять другого участника?
Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
«ГЛАЗА В ГЛАЗА»
Цель. Развивать воображение, выразительность движений, произвольность, умение чувствовать другого по его мимике, пантомимике.
Все разбиваются на пары и берутся за руки. Ведущий предлагает:»Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции :
Я грустный, помоги мне!
Мне весело, давай поиграем!
Я не хочу с тобой дружить!
«ИЗОБРАЗИ НАСТРОЕНИЕ»
Цель. Развивать воображение, выразительность движений, произвольность.
Ведущий произносит фразы («О, горе мне, горе…», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно», а дети изображают её предполагаемое эмоциональное состояние.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ:
Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищённости ВАЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ психологические речевые настройки. Основное предназначение речевых настроек - установки на хорошее настроение. Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек:
- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведём все вместе. Пусть этот день принесёт радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло, и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу