Папки-передвижки

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями

Оксана Юрьевна Ловыгина
Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями

Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной работы, призванное обеспечить психическое развитие ребенка.

Речевая деятельность характеризуется определенной структурой:

- побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивация общения,

- предмет деятельности (другой человек, партнер в совместной деятельности,

Публикация «Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

- соответствие предмета и мотива деятельности продукту или результату деятельности (действия или операции, т. е. достижение цели путем познания собственных новых качеств и свойств, проявившихся при взаимодействии с партнером, принятия их как инструкций и переноса новых умений в другие ситуации общения.

Разделы коррекционного обучения

Слайд 3. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, коррекция дефектов произношения.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Слайд 4. Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот" и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Этот вид деятельности становится неинтересен.

Слайд 5. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами используются следующие технологии: здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, кинезиологическая гимнастика, логопедическая ритмика; развивающие: технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники с применением современных ИКТ.

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи

I. Прием наглядного моделирования.

Слайд 6. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

• самостоятельного анализа ситуации или объекта;

• развития децентрации (умения менять точку отсчета);

• развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

II. Приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления, Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения).

Слайд 7. Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.

III. В работе по развитию связной речи могут быть использованы следующие технологии, разработанные Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко (слайд 8):

1. технология обучения детей составлению сравнений;

2. технология обучения детей составлению загадок;

3. технология обучения детей составлению метафор;

4. составление рифмованных текстов имеет последовательность работы:

"Складные картинки", "Придумай рифмованное слово", "Придумаем рифмованные строчки", "Стишок про нас", "Придумаем стишок про занятия";

5. технология обучения детей творческому рассказыванию по картине:

"определение состава картины", "установление взаимосвязи между объектами на картине", "описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств", "составление загадок и метафор по картине", "преобразование объекта во времени", "описание местонахождения объекта на картине", "составление рассказа от лица разных объектов", «смысловая характеристика картины", "составление рассказов- фантазий", "составление сказок нравственно-этического характера", «составление рифмованных текстов по картине".

6. Анализ картины, как целостной системы. Модель работы с картиной как целостной системой:

o обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания;

o составление сказок с помощью метода «каталога»;

o составление сказок динамического типа;

o составление сказок описательного типа;

o составление сказок нравственно-этического типа;

o составление сказок конфликтного типа.

IV. Системный анализ сказочных сюжетов по методике И. Н. Мурашковской "Сказка, отворись".

Слайд 9. Основной задачей в работе со сказочными произведениями ставится обучение осознанному пересказу. Однако в данной методике заложен и большой потенциал для формирования у ребёнка отношения к реальной жизни. Потому что характеры и поступки сказочных героев - это модель социальных отношений, участником которых ребёнок становится с момента рождения. Появляется необходимость полного системного анализа произведения.

V. Другой вид работы, способствующий развитию связной речи - обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Слайд 10. В данном направлении можно опираться на технологию, разработанную Т. А. Сидорчук. Данная технология позволяет обучать детей составлению двух типов рассказов по картине: «текст реалистического характера», «текст фантастического характера».

VI. В педагогических исследованиях, выполненных под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, Е. А. Смирнова, Н. Г. Смольникова, Е. В. Савушкина, Л. Г. Шадрина, использовались следующие методические приемы обучения и задания (слайд 11):

- анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста);

- задания на понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа и умения их придумывать;

- задание на построение рассказа на тему, предложенную педагогом (тема должна быть конкретна, реалистична);

- планирование будущего рассказа (сказки);

- упражнения на подбор слов с учетом их смысловой нагрузки в тексте, на правильное использование внутритекстовых связей.

VII. Методика режиссерских и сюжетно-ролевых игр (слайд12, предложенная А. А. Максимовой, в которую входят:

Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений («Разговор через стекло», «Диалог», «Продолжи сказку», «На балу у короля» и др.).

Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений («Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы»).

Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений («Встреча сказочных героев», «Игры с масками», «Материнская забота» и др.).

Таким образом, коррекционная работа по развитию связной монологической речи дошкольника сочетает традиционные и нетрадиционные методы и приемы, основывается на лингвистическом, коммуникативном и личностно-ориентированном подходах к речевому развитию.

Слайд 13. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями авторы Заренкова Т. С., Аверьянова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации детей с речевыми нарушениями. Социально-психологическая.

Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4–5 лет. Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 4-5 лет. Тема: Осенний урожай.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Нетрадиционные методы рисования, как средства развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста .

Педагогический совет «Методы и приемы развития связной речи у дошкольников» «Создание условий для развития связной и выразительной речи дошкольников» Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически.

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисованияРазвитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования «Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования» Творческие.

Самообразование «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями» Муниципальное общеобразовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя школа (дошкольная группа) План самообразования на 2014-2015.

Педагогический совет «Методы и приёмы ТРИЗ для развития связной речи детей» ПРОТОКОЛ Педагогического совета №3 Председатель: Попова С. В. – ст. воспитатель Секретарь: Пелепягина Ю. А. – воспитатель Присутствовали:.

Традиционные и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторикиТрадиционные и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторики известно, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. таким образом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 20:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД