Ольга Георгиевна Таланкина
Презентация опыта работы по внедрению авторской программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Как зажечь огонь в душе, чувства как развить-
Этому воспитатель всех может научить.
(1 этап) Работая по проблеме развития творческого потенциала дошкольников,
я имела возможность быть участником авторского семинара Ирины Александровны Лыковой «Цветные ладошки».
Изучив программу, я поставила перед собой определенные цели и задачи.
Публикация «Презентация опыта работы по внедрению авторской программы И, А, Лыковой „Цветные ладошки“» размещена в разделах
Для реализации программы в достаточном количестве имеются все методические и наглядные пособия (программа, конспекты, тематические плакаты, технологические карты по рисованию, аппликации, лепке, книги издательства «Карапуз»).
В группе создана предметно-развивающая среда: имеются познавательная и художественная литература, открытки и тематические альбомы, познавательные видеофильмы,настольные игры, коллекции бабочек, камней, природного материала, морских обитателей и раковин.
В группе находятся коллекции открыток, альбомов, предметов декоративно-прикладного искусства, разнообразный художественный материал и инструменты, дидактические настольные игры по ознакомлению с цветом, формой, жанрами живописи, подвесные игрушки-мобили, раскраски и альбомы для свободного творчества детей.
(2 этап) Современные представления о мире все более усложняются.
Ирина Александровна Лыкова в своей программе утверждает, что отдельные виды художественного творчества и ознакомление с окружающей действительностью не существуют изолированно друг от друга.
Интегрированный подход по программе Лыковой позволяет :
-оптимизировать художественно-эстетическое воспитание;
-улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми;
-повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка.
Используя вариативность интегрированного метода обучения, я разработала перспективное планирование взаимодействия основных видов деятельности детей старшего возраста. Темы блоков планировала в соответствии с временем года и сопутствующими праздниками. Работа по каждому блоку осуществлялась от нескольких занятий до 2-х месяцев, темы занятий могли варьироваться, дополняться новым материалом. В таблицах представлены разнообразные техники, материалы, дополнительные элементы, обобщенные способы действий, типы и виды формирования художественного образа в лепке, рисовании,аппликации, которые я использовала на занятиях.
Проведение тематических занятий предусматривало большую предварительную работу : беседы, рассматривание картин и иллюстраций, проведение разнообразных игр, чтение и заучивание художественного материала, наблюдения и изучение объектов, подбор изобразительных материалов и инструментов.
Например, работая по тематическому блоку «Космос», дети сначала рассмотрели иллюстрации, энциклопедии, видеофильм о планетах, кометах, космической технике, познакомились с макетом Земли, а затем использовали полученные впечатления
(3 этап) в практической деятельности: рисовали в технике «пальцевая живопись», создавали конструкции из бытовых материалов, играли в различные игры. И таким образом проводилась работа по каждому тематическому блоку.
Применяя полученные знания и умения, дети в рисовании совершенствовали технику создания сюжета, композиции. Экспериментировали с различными изобразительными материалами, использовали дополнительные элементы аппликации, декорирования.
В работах по аппликации передавали выразительность образов разными способами вырезания, сочетания техник; выполняли работы из бумаги разной фактуры, ткани, природного материала, создавая коллажи и аранжировки.
В лепке это динамичные образы, коллективные композиции, инсталляции, которые используются в украшении интерьера группы,детского сада, дома.
Созданный совместно с детьми игровой макет служит хорошим наглядным пособием и игровым экспонатом, позволяющим разыгрывать сюжеты, придумывать продолжение событий, вводить новых персонажей.
Параллельно с внедрением программы в деятельность детей, я вела работу с родителями : выступала на групповых собраниях, проводила индивидуальные беседы, консультации, анкетирования родителей, предлагала занимательные творческие задания для детей дома. Хорошим подспорьем родителям для занятий с детьми дома стало использование книг издательства «Карапуз» : это серии «Мастерилка», «Вырезалка», «Делаю книжку сам», художественные альбомы серии «Наш вернисаж». И эта совместная работа дала свои результаты: родители стали ответственней откликаться на просьбы детей и педагога, участвовать в совместных конкурсах и выставках, интересоваться техникой выполнения рисунка, способами изготовления поделок. И эта поддержка,заинтересованность близкого человека, создавала положительный настрой, способствовала развитию творчества и желания ребенка совершенствовать свои умения.
У родителей есть возможность увидеть работы детей в галерее творчества, минивернисаже, тематических и индивидуальных выставках.
Наш коллектив тоже проявляет большой интерес к программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Поэтому я провела ряд консультаций для педагогов по внедрению инновационной программы и технологии в продуктивных видах изобразительной деятельности детей, практический семинар.
Подводя итоги проделанной работы, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельной творческой деятельности. Ощутимо проявилось стремление детей экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в лепке, рисовании, аппликации. Дети с нетерпением ожидают этой увлекательной деятельности, интересуются: «А что мы сегодня будем делать?», «Когда снова будем лепить из цветного теста?». И после этих слов понимаешь, что труды не прошли даром. Появляются новые идеи и желание наполнить мир детей чем-то интересным и увлекательным.
Каждый час и каждую минуту
Осознаю ответственность свою.
Из детских душ таинственных и хрупких
Неповторимые шедевры создаю.
Я педагог- творец и многогранник
С истоками добра-с теплом души.
И за руку со мной в страну искусства
Уверенно шагают малыши.
Уважаемые педагоги!
Всем заинтересовавшимся программой И. А. Лыковой «Цветные ладошки»
желаю творческих успехов!