Марина Шингалеева
Презентация «Пушкин в русской музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Текст презентации
1.
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Александра Сергеевича Пушкина.
Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия.
Публикация «Презентация „Пушкин в русской музыке“» размещена в разделах
А бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, зажигаться его поэтическим вдохновением.
Думаю, не случайно композиторы разных индивидуальных стилей нередко обращались к интерпретации одних и тех же стихов Пушкина, стремясь каждый по-своему раскрыть в них богатейшие музыкальные возможности, различные нюансы настроений и чувств.
«Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», — писал композитор Александр Николаевич Серов.
Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и балеты.
2.
По произведениям Пушкина создано более 20 опер. Вот некоторые из них:
Михаил Глинка «Руслан и Людмила»
Александр Даргомыжский «Русалка», «Каменный гость»
Модест Мусоргский «Борис Годунов»
Эдуард Направник (чешский и русский композитор) «Дубровский»
Петр Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»
Сергей Рахманинов «Алеко», «Скупой рыцарь»
Николай Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (опера и балет на музыку оперы, «Моцарт и Сальери»
Цезарь Кюи «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», «Капитанская дочка»
Алексей Николаев «Пир во время чумы», «Граф НУлин»
Валерий КиктА «Дубровский»
3.
По произведениям Пушкина создано более 10 балетов.
Рейнгольд Глиэр «Медный всадник»
Борис Асафьев «Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», «Кавказский пленник», «Граф НУлин», «Гробовщик» (музыкально-хореографический эпизод, «Каменный гость»
Михаил ЧулакИ «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Анатолий ЛЯдов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4.
Романсы
Русские композиторы создали при жизни поэта на протяжении почти пятнадцати лет более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А. С. Пушкина Вот их имена : Алексей Верстовский, Александр Даргомыжский, Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Михаил Глинка.
Георгий Свиридов, наш современник, создал цикл лирических романсов
Георгий Свиридов так же написал музыкальную Сюиту «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и замечательный концерт для хора «Пушкинский венок»
Произведения А. С. Пушкина по - особому раскрываются через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Обо всех произведениях рассказать просто невозможно, я остановлюсь на некоторых из них.
5.
Опера «Руслан и Людмила»
М. Глинка
Поэма «Руслан и Людмила» сразу привлекла внимание читателей живостью фантазии и красочностью картин, изяществом стиля повествования, звучностью языка.
Такие грани пушкинского гения, как эпос и сказка, стали истоком сказочно-эпической традиции в русской музыке XIX века, ведущей свой «отсчет» от оперы «Руслан и Людмила» Глинки, в которой композитор «распел на былинный лад» поэму Пушкина.
(след слайд) В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново.
Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц.
Исчезли одни персонажи (Рогдай, появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.
Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина, основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха.
(след слайд) В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость.
Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами.
Каждая ария, каждая звуковая картина благоухает свежестью мелодий, блистает оркестровыми красками, сияет вечной новизной.
В опере множество ярких эпизодов, особенно выделяются гениальная увертюра, рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего», ария Руслана «О поле, поле», марш Черномора.
И в наше время опера покоряет слушателей богатством музыкальной фантазии.
Про ее музыку можно сказать словами Пушкина : «Там русский дух. там Русью пахнет!»
6.
Опера «Евгений Онегин»
П. И. Чайковский
Над романом в стихах «Евгений Онегин» Пушкин работал более восьми лет.
Широта обзора экономической, политической и духовной жизни России, глубина и типичность характеров героев позволили Белинскому назвать это произведение Пушкина «энциклопедией русской жизни».
Наравне с философской, сатирической и пародийной сторонами это произведение проникнуто большим лиризмом, мягкостью. Недаром Белинский писал, что «Евгений Онегин» «есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».
(след слайд) Работа над оперой «Евгений Онегин» целиком захватила Чайковского и продвигалась быстро. В одном из писем композитор признается: «. я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет».
(след слайд) Из пушкинского романа Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».
«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.
«Лирические сцены» Чайковского привлекали к себе взоры многих замечательных представителей русского искусства. Оперой дирижировали Н. Рубинштейн и С. Рахманинов, ее ставил К. Станиславский.
Сейчас опера Чайковского идет почти во всех оперных театрах страны и горячо любима зрителями.
(След слайд) «Если я горел огнем вдохновения, когда писал сцену письма, то зажег этот огонь Пушкин»,— писал Чайковский.
Сцена письма — одна из самых проникновенных страниц оперы.
В страстной, насыщенной горячим чувством музыке раскрывается весь душевный облик Татьяны —мятущейся, любящей, глубоко искренней.
7.
Балет «Медный всадник»
Рейнгольд Глиэр
«Медный всадник» Пушкина – поэма достаточно короткая.
Вступление рисует величественный образ Петра I, создавшего на берегах Невы прекрасный новый град – гордость Российской Империи. Пушкин называет его лучшим городом мира и воспевает величие Петербурга и его создателя.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Далее идет часть, посвященная современной жизни города. В ней Пушкин обозначает резкую пропасть между сильными мира сего и простыми жителями, которые в городе живут и страдают.
Евгений, обыкновенный житель Петербурга, мелкий служащий. Он влюблен в девушку Парашу и собирается жениться на ней. Параша живет в деревянном доме на окраине города.
Когда начинается историческое наводнение 1824 года, их дом смывает в первую очередь и девушка погибает. Весь город смыт, много погибших. И только памятник Петру гордо возвышается над Петербургом.
Евгений раздавлен случившимся. В страшном наводнении он обвиняет Петра, который построил город в таком неподходящем месте. Потеряв рассудок, молодой человек до рассвета мечется по городу, стараясь сбежать от преследований медного всадника. Утром он оказывается у разрушенного дома своей невесты и умирает там.
(след слайд) Музыка «Медного всадника» относится к числу лучших произведений Глиэра. Композитор признавался: «Идея «Медного всадника» увлекла меня. Сюжет пушкинской поэмы, ее герои, ее обстановка мне понятны и дороги».
Музыка балета отличается разнообразием эмоциональных состояний, красочностью оркестра, симфоническим развитием.
(след слайд) Музыкальная драматургия балета основана на столкновении двух различных сфер: Петра и его Великого города — и любви «маленьких людей».
(след слайд) Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 году по всей стране 150-летию со дня рождения Пушкина.
В 1950 году Рейнгольд Глиэр за музыку к балету «Медный всадник» получил Сталинскую премию I степени.
Один из музыкальных номеров балета — «Гимн Великому городу» в обработке Григория Корчмара — в 2003 году стал официальным гимном Санкт-Петербурга.
8.
Романс «Я помню чудное мгновенье»
Михаил Глинка
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
(след слайд) Что может быть прекраснее, чем романс, написанный двумя гениями? Одни слова: А. Пушкин, М. Глинка - и уже представляешь себе, как это должно быть великолепно, особенно если романс был посвящен любви к двум женщинам.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн. Спустя почти 15 лет состоялась еще одна знаковая встреча: Михаил Глинка познакомился с дочерью Анны Керн, Екатериной, и посвятил ей этот романс.
С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, мелодии – по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания.
.(след слайд) Романс исполняли на большой сцене все знаменитые голоса России: Иван Козловский, Сергей Лемешев, Юрий Гуляев, Дмитрий Хворостовский.
9.
Георгий Свиридов
«Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная Пушкиным в один день, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным, и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.
(след слайд) Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Г. Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской «Метели», но и наполнили их новыми мыслями и чувствами. Композитор придал жанру иллюстрации более глубокий смысл.
Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении.
(след слайд) Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту.
Ее девять номеров (Тройка, Вальс, Весна и осень, Романс, Пастораль, Военный марш, Венчание, Отзвуки вальса и Зимняя дорога) создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести.
Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах лошадей.
Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением.
(след слайд) Мировую известность произведение получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. ФедосЕева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке непостижимым образом.
10.
Как вечны понятия чести и совести, добра и зла, любви, стыда, милосердия, так вечна поэзия Пушкина, раскрывающая их.
Прав Ф. Достоевский, говоря о «некой великой тайне, которую поэт унес с собой и которую мы теперь разгадываем».
По-своему эту тайну Пушкина разгадывали и продолжают разгадывать русские композиторы разных поколений и художественных устремлений, ибо, как тонко отметил Дмитрий Мережковский, «Пушкин - воздух, которым мы дышим, белый цвет, в котором мы видим все другие цвета, он - русская мера всего, наш собственный взгляд на все. Он - мы сами в нашей последней, еще для нас самих не открывшейся глубине, и вот почему узнать его нам также трудно, как узнать себя, и, может быть, разгадать Пушкина - это именно и значит найти себя в нем».