Надежда Петринко
Презентация «Развитие художественно-творческих способностей детей во внеурочной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие художественно-творческих способностей детей во внеурочной деятельности в ДОУ»
«Страна, в которой учили бы рисовать,
как учат читать и писать,
вскоре превзошла бы все страны по всем наукам,
искусствам и мастерством»
Дени Дидро
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых. Одним из вариантов преодоления таких негативных процессов является организация досуговой и внеурочной деятельности.
Публикация «Презентация „Развитие художественно-творческих способностей детей во внеурочной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
В городе Комсомольске, как и в десятках других небольших городов, находит место проблема дополнительного образования детей дошкольного возраста. Это связано с несколькими причинами:
• Небольшое количество кружков и студий, в которых могли бы заниматься дошкольники;
• Занятость родителей на работе, в связи с чем, семьи не имеют возможности отдать детей в кружки и секции.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития художественно – творческих способностей детей во внеурочной деятельности возник не случайно. Во – первых, это связано с выше изложенным. Во – вторых, работая с детьми второй младшей группы, я заметила, что их мелкая моторика развита слабо. В - третьих, выявлено, что дети любят рисовать, с интересом овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные навыки детей остаются на среднем уровне. Нет "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход. Дети не отражают то, что для них значимо.
Именно поэтому возникла идея создать такую систему занятий по изобразительной деятельности, которая бы стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности, и мелкую моторику рук.
Ведущей педагогической идеей опыта является разработка системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно – творческих способностей детей.
Диапазон опыта охватывает организацию процесса, направленного на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных нетрадиционных техник рисования в единой образовательной системе: педагог – ребенок – родители.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что в нем проблема развития художественно – творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисования нетрадиционными техниками.
Цель педагогического опыта - опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
В ходе наблюдения и проведения диагностической работы, с целью определения компетентности детей в образовательной области – художественное творчество мною был определен ряд задач:
1. познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
2. учить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации, используя природный и бросовый материал;
3. вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;
4. развивать цветовосприятие, чувства композиции и ритма, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;
5. развивать мелкую моторику рук дошкольников;
6. воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умению доводить начатое дело до конца.
С целью выявления уровня творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика, для проведения которой были использованы тесты, предложенные Э. П. Торренсом: Тест № 1: «Незаконченный рисунок», Тест № 2: «Дорисовывание».
Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей дошкольного возраста под влиянием использования нетрадиционных техник рисования заметно повысился, показатели улучшились:
1 показатель: более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»;
2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования;
3 показатель (для родителей) : увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми;
4 показатель (для педагога) : реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности – это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.