Светлана Акчева
Презентация «Скелет — опора тела и движение»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 169
Калининского городского округа город Уфа РБ
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Скелет – опора тела и движения»
в подготовительной группе.
Подготовила: воспитатель Акчева С. А.
2012 год.
город Уфа
Основная образовательная область: " Здоровье"
Интеграция: «Безопасность», «Коммуникация», «Познание»," Музыка", "Физическая культура","Художественная литература"
Интегрированные цели:
Публикация «Презентация „Скелет — опора тела и движение“» размещена в разделах
- Скелет. Все о скелете для детей
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
• Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете, мышцах)
• Раскрыть значение и важность знаний физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.
• Познакомить с правильной осанкой.
• Соблюдение правил посадки за столом.
• Закрепить умение определять эмоциональные состояния по изображенным движениям и передавать эти состояния в рисунке путем дорисовывания.
• Формирование установок на здоровый образ жизни;
Активизация словаря: череп, позвоночник, мышцы, суставы.
Оборудование: Ноутбук, медио- проектор, презентация Power Point со слайдами; макет скелета человека, плакат по формированию правильной осанки, портфель, ранец, 2 ведерка маленьких, одно большое, мешочки для ходьбы, карандаши, рисунки с овалом лица на каждого ребенка.
Предшествующая работа: Рассматривание рисунков, схем. Чтение литературы и детской энциклопедии о здоровье человека, беседы об организме человека, чтение стихотворений. Организация: дети сидят за столами.
Ход:
Проходите, проходите
Очень рада видеть вас
С интересной новой темой
Познакомлю вас сейчас
Все поближе подойдите
Свои глазки покажите.
Загадывание загадки: Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю (слайд № 2)
Да, ребята, это скелет человека. Скелет – наша опора. Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с нашим телом, а именно: со скелетом человека и его мышцами (дети садятся за столы).
Послушай те стихотворение:
Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу, (слайд № 3)
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.
Пусть нет его у червяка, (слайд № 4)
Какой-нибудь амебы, (слайд № 5)
У стрекозы и мотылька, (слайды № 6и 7)
А нам он нужен, чтобы
Играть в футбол, ходить в кино (слайды № 8 и 9)
И плавать в речке летом, (слайд №10)
Мы не смогли бы ничего,
Не будь у нас скелета.
Скелет опорой служит днем,
А ночью отдыхает!
Н. Кнушевицкая.
Eсли бы у человека не было костей, его тело было бы мягким, как желе.
Кости, составляющие скелет, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.
Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. (слайд №11)
Посмотрите на макет скелета человека. Скелет состоит из костей, больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество- более 200 штук.
Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость) (слайд №12)
На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы.
Ребята, кто назовет основные части скелета? (череп, скелет верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей.)
Череп похож на шлем (слайд №13)Что он защищает? (мозг) (слайд №14)
Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику (слайд №15) Что защищают ребра? ( внутренние органы: сердце, легкие от повреждений) (слайд №16)
Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела, а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №17)?
Корень, ствол у дерева –
Жизни всей источник,
Жизни ствол у человека– Это позвоночник. Сделав выводы теперь,
Вы держитесь твердо.
Чтобы по земле шагать
Вам с осанкой гордой.
В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (показ) (слайды № 18 и 19) А что вы можете рассказать про скелет верхних и нижних конечностей? (Они очень хрупкие, особенно у детей). Поэтому нужно быть осторожным: не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения) (слайд №20)
О худых людях говорят: "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет). Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.
Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? (слайд №21) Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет, но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №22) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны.
Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют). Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.
Скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движение человека становится совершеннее и разнообразнее.
Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт). Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья (слайд №23)
Физминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх,
Отдохнет спина у всех.
Начинаем приседанья
Раз, два, три, четыре, пять
А теперь три раза нужно
как лягушки проскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А теперь их тянем вверх,
Отдохнет спина у всех.
Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №24)
Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы. Нарушение осанки, искривление позвоночника. Это называется сколиозом (слайд №25)
Каковы причины плохой осанки? (слайд №26, 27, 28)
Как выработать правильную осанку?
Правила сохранения правильной осанки: (Ответы детей) (слайд №29, 30, 31)
1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого. 3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.
5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.
А сейчас мы с вами проведем эксперимент (слайд №32)
Опытно-экспериментальная деятельность: Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.
Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.
Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)
Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?
Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Вероники хорошая осанка, а вот Ане надо поработать над своей осанкой. Можно по- другому проверить свою осанку.
Тренинг: Проводится игра «Пройди с мешочком на голове» (слайд №33)
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям
Когда лежу, стою, сижу –
За позвоночником слежу
Я позвоночник сберегу
И от болезни убегу.
Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища (слайд №34) Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы (слайд №35) Что кроме упражнений может укрепить наш скелет, и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция — творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины (слайд №36).
А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да). Тогда надо заниматься, чем? (физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни. Вы всегда можете контролировать работу своих мышц. Ваш мозг подает сигналы мышцам, а они их выполняют.
А сейчас немного разомнем свои мышцы (слайд №37)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем вращать,
Прочь усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать. (Мальчики с гантелями)
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться
За соседа не держаться
(Девочки)
(слайд №38) Встали, сжали кулачки, согнули руки в локте, присели, встали, нагнулись, разогнулись, потянулись, хлопнули в ладоши, кивнули головой, потрогали себя за ушко и немного потрепали. Вот видите, вы улыбаетесь. И в это время работают мышцы вашего лица. С помощью мышц лица мы выражаем свои чувства. А какие? (удивление, грусть, страх, радость, а иначе это называют эмоциями (слайды №39,40)
Возьмите листочки. Что у вас там нарисовано? (контур лица) рисунок не закончен и ваша задача дорисовать его, так, чтобы лицо выражало какую-либо эмоцию.
Вика, ты какую эмоцию хочешь изобразить? А ты, Кира? Какая эмоция у тебя на рисунке, Тимофей?
Вот по вашим рисункам я и вижу, что вы веселые ребята не хотите грустить и унывать.
Ребята, с чем же мы с вами познакомились сегодня на занятии? (со строением и функциями скелета человека и его мышц) узнали об их роли в нашем организме. Познакомились с правилами поведения для формирования красивой фигуры и правильной осанки. Ведь не зря говорят, в красивом теле - здоровый дух.
А так же вспомнили про эмоции. И я желаю, чтобы ваши лица светились радостью, и улыбка не сходила с ваших лиц (слайд №41,42)
Каждый твё рдо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни - ведь здоровье
В магазине не купить! (слайд №43).