Наталия Никифорова
Презентация «Здоровьесберегающие технологии при подготовке к школе» (из опыта работы специалистов ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
1 часть. Теоретическая. Презентация.
В. а. сухомлинский: |
"Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества" |
Публикация «Презентация „Здоровьесберегающие технологии при подготовке к школе“ (из опыта работы специалистов ДОУ)» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Слайд 3
По данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15,1%. Около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье. Всероссийская диспансеризация школьников, проведенная Министерством здравоохранения, показала, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла в 1,5 раза.
Слайд 4
В публикациях Минздрава все чаще подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей-дошкольников, и отмечается, что около 25–30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья.
Слайд 5
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».
Без сомнения, на воспитателей и педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная задача – не только научить и воспитать доверенного им ребёнка, но и не навредить его здоровью.
Слайд 6
Как показала практика, синдром хронической усталости у дошкольников может привести к снижению уровня успеваемости и, впоследствии, к сложностям адаптации к более сложной, взрослой жизни.
Специалисты выделили несколько основных факторов, способствующих развитию хронической усталости у дошкольников:
перегрузка учебных программ для дошкольников, ориентированных и спланированных по школьному образцу;
несовершенство учебных программ и технологий;
отсутствие индивидуального подхода к маленькому человечку, занятия проходят с ориентацией на группу, а не на конкретного ребёнка;
использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным, а ребёнок дошкольного возраста ещё далеко не сформировался в моральном и социальном плане;
недостаток двигательной активности.
В последнее время появилась потребность в здоровьесберегающих технологиях в дошкольном образовании. Под этим сложным названием скрывается система, которая позволит в период обучения ребёнка в детском саду не только получить нужные знания, но и сохранит и даже укрепит его здоровье.
Слайд 7
Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Здоровьесберегающие технологии добавляют им ещё один - "Как учить?".
Слайд 8
Главная цель здоровьесберегающих технологий – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Внимательный педагог всегда заметит внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на столе, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску. Маленькому испытателю нужно предоставить возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении. Тогда и энергия, и интерес к учёбе не иссякнут, и, как результат, такой увлечённый интересом процессом ребёнок получит гораздо больше знаний, чем при пассивной и нудной их подаче.
Не секрет, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется представление о нём. И если воспитатели и учителя гармонично и сбалансировано организовали работу с детьми, то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.
Здоровьесберегающие технологии – эта та палочка-выручалочка, которая помогает и детям и мне, чтобы занятия по подготовке к школе были в радость. В основном, для сохранения здоровья детей я прибегаю к несложным и весёлым методам:
Слайд 9
По мере того, как дети начинают уставать, предлагаю им увлекательную паузу на 2-3 минуты. Это или физминутка, или гимнастика для глаз. Можно попрыгать, поприседать, потопать, похлопать. Моторика глаз – неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности. В процессе подготовки детей к школе я использую глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Особенно полезны они для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивным.
Слайд 10
Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
Слайд 11
Пальчиковые игры. Проводится в любой удобный отрезок времени на занятии. Они удобны для педагога тем, что их любят дети, для их проведения не нужно особое помещение или длительная подготовка.
Слайд 12
Конечно, детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Релаксационные упражнения проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и целей). Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Я предлагаю вам сейчас принять удобную позу для расслабления, закрыть глаза и послушать музыку.
Слайд 13 (видео Логопед)
В нашем детском саду здоровьесберегающие технологии применяют все работающие специалисты. Логопед использует аурикулотерапию – лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексотерапии. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний. Воздействуя на активные точки надавливанием можно получить хороший лечебный, особенно противоболевой эффект.
Слайд 14
Подготовка к школе – это не только умение ребёнка считать и читать, всё гораздо сложнее. Оказалось, что чаще ребенок, знающий буквы и цифры, умеющий читать и считать, чувствует себя неуверенно в школе, нежели тот ребенок, который умеет свободно высказать свое мнение, который проявляет интерес ко всему новому, стремится к дружбе и общению, хорошо физически развит.
Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше ваш ребенок научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе!
Слайд 16 Всех благ вам и здоровья!
2 часть. Практическая.
А сейчас я предлагаю всем вам поиграть.
1. Упражнение-разминка «Электрический ток».
Участники образуют круг и берутся за руки. Пожатием руки, начиная от ведущего, передают сигнал соседу: сначала в одну сторону, затем в другую, а после одновременно в обе стороны. Главное, чтобы не было перерыва в подаче сигнала, и он вернулся к ведущему.
Психологический смысл упражнения. Настрой на дальнейшую работу. Сплочение участников.
2. Упражнение «Сбор по голосам».
Описание упражнения: ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.) – по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».
Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.
3. Игра «Пальмы, деревья, слоны».
Ведущий объясняет участникам основные движения: «пальмы» - руки вверх и скрестить, «деревья» - просто руки вверх, «слоны» - сделать из рук «хобот слона» (одной рукой взяться за нос, а другую продеть через образовавшееся кольцо и вытянуть вперёд). Ведущий в быстром порядке говорит «пальмы», «деревья», «слоны», а участники выполняют. Но, когда ведущий при произнесении «слоны» указывает на конкретного участника, он должен сделать движение «слоны», а его соседи справа и слева должны показать уши – с помощью рук приставить их к участнику с одной и с другой стороны. Остальные участники делают движение «слоны». Ведущий одновременно может указать на несколько участников, произнеся «слоны».
Психологический смысл упражнения. Тренировка внимательности, умение работать в группе, сплочение участников.
4. «Дерево достижений»
Психологический смысл упражнения. Эта игра способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать.
Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними… Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».
Сегодня я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево. (Психолог обращает внимание присутствующих на листочки трех цветов). Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – появится зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Я уверена, что сегодня на каждой веточке появится листочек, возможно не один. Подумайте, какого цвета листочки вам хотелось бы поместить на дерево?
Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.