Ольга Бирюкова
Проектная деятельность в работе современного воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в работе современного воспитателя
Слайд № 1
Я, Бирюкова Ольга Александровна, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада №56
Хочу представить вам опыт работы под названием «Проектный метод в работе современного воспитателя»
Публикация «Проектная деятельность в работе современного воспитателя» размещена в разделах
Слайд№»2 В современных условиях развития образования становится актуальным разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников и обеспечивают подготовку их не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.
Слайд № 3
Итак, я – как современный воспитатель, оказалась в поиске некого «идеального метода». Каким он должен быть? Что позволит мне, во –первых, выполнить социальный заказ относительно моих воспитанников, во –вторых, мне самой оставаться современной и интересной для воспитанников и коллег.
И, в какой- то момент я открыла для себя такую возможность. Стала изучать заинтересовавший меня метод. Узнала о том, что он развивается уже давно и гигантскими шагами идет по миру: США, Европа, Россия.
Несмотря на то, что начало этому методу положено еще в середине 19 века, он остается актуальным. Первое значение, кстати, слова актуальность - (от позднелат. и сейчасActualis) - фактически существующий – настоящий.
Слайд № 4
Первыми моими попытками было:
• Изучение с детьми истории часов
• Интереснейшая работа «Круглый год»
• Изучение правил безопасности
Я поняла, что метод, который я начала осваивать, позволяет ребенку:
экспериментировать,
синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки и мн. другое
Слайд № 5
В каждом конкретном случае мы ставим определенные цели, но всегда есть общие, к чему мы стремимся. Я твердо уверена, что этот «идеальный метод» позволяет достичь следующего: ребенок учится
- приобретать (именно приобретать, а не получать) интегрированные знания о чем –то, погружаясь в различную содержательную деятельность;
- быть любознательным, задавать вопросы, действовать самостоятельно в различных видах деятельности
- взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс, руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Но, позвольте, эти слова и мне, и вам знакомы. Не так ли? Да, это именно те качества, которые составляют социальный заказ общества, те личностные характеристики, которые мы должны сформировать у ребенка к моменту выпуска из стен детского сада. И сформулированы они в известном документе, ласково называемом нами ФГТ.
• Любознательный, активный – интересуется новым, задает вопросы, способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений
Слайд № 6
Итак, можем считать, что искомый «идеальный метод» найден и он обрел свое название:
уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способ реализации личностно – ориентированного и субъектного подхода к образованию – технология проектирования или проектный метод.
Уже несколько лет, как слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада.
Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в любой возрастной группе. Дает возможность организовать деятельностное обучение, позволяет интегрировать задачи и содержание из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике
Слайд № 7
Теперь я хочу представить свой реализованный проект – «Красавица картошка»
Слайд № 8
И, говоря о нем, я расскажу вам о структуре работы над любым проектом.
Слайд № 9
Итак, проблема.
Как уже говорилось выше, тема должна опираться на интересы детей, исходить из их окружения.
Вот и у нас так случилось Рассказ про Арину.
Почему картошка? Чем смогла заинтересовать детей обычная картошка? Что в ней необычного? Почему не сахар или другой продукт?
А все очень просто. Делясь впечатлениями после летнего отдыха у бабушки в деревне Арина, принесла фотографии и рассказала о том, как они с бабушкой и дедушкой ухаживали за посаженной картошкой. Они её пропалывали, окучивали. Наблюдали за её цветением. А потом уничтожали колорадского жука. А в августе они вместе с папой ездили помогать копать картошку. Арине стало интересно, как же так, посадили одну картофелину, а выкопали несколько. С этого все и началось.
Конечно, я незаметно помогла детям, сказав, что картошку не всегда использовали в пищу, а вот интересно, смогли бы вы догадаться для чего. Ну, и дети «загорелись»
Слайд № 10
Что такое картошка? Откуда она берется? Как она появляется? Что из неё можно приготовить? Как еще ее можно использовать? Как она появилась в России?
Интересно… Интересно…Интересно…
Начало интереснейшей работы положено.
Слайд № 11
Следующее звено в структуре – определение круга задач. Конечно, дети не будут формулировать ни цели, ни задачи деятельности. Но я-то – педагог. И первый мой вопрос себе – для чего это нужно детям:
И размышляю я примерно так:
- развивать активность и любознательность – вся работа над проектом способствует этому
- учить задавать вопросы – подумаю, как я поставлю игровую задачу, чтобы ребенку пришлось спросить меня, о разном и по-разному
- учить высказывать свою точку зрения - обязательно включу в работу элементы ТРИЗ –технологии.
Это задачи, которые мы решаем в любом проекте (социальные, общеинтеллектуальные, социальные)
Слайд № 12
Ну, и, конечно, в зависимости от темы проекта вами будут решаться задачи познавательного плана. В случае с картошкой – это:
Развивать способности к поисковой деятельности : выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. (назвать первую) и другие, которые Вы видите на экране.
Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
формировать у детей знаний, необходимых для понимания происходящих в природе процессов, явлений посредством организации новой формы образовательного пространства – метода проектов
Развивать экологическое мышление в процессе экспериментирования с объектами живой природы – растениями.
Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений.
Привлечь родителей к образовательному процессу путем привлечения их к оснащение опытов оборудованием, организации совместной познавательно –исследовательской, продуктивной, коммуникативной, деятельности.
Слайд № 13
Следующий этап – собственно реализация деятельности.
Начальный этап - здесь важно избежать авторитаризма и научить детей выдвигать гипотезы, совместно планировать работу.
И слову «совместно» уделяю особое значение. Проект – это работа в коллективе. И научить ребенка азам можно именно здесь. А как вы бы решали этот вопрос.
«Мозговой штурм» (работа с аудиторией)
Чем больше вопросов, тем больше исходного материала для последующего анализа.
Слайд № 14 -фото
Слайд № 15
Технологический этап. Направления работы обозначены. От меня – тонкое руководство деятельностью детей, собственный пример, задор, сбор и первоначальный анализ результатов
Слайды № 16, 17 - фото
Слайд № 18
Рефлексивный этап, состоящий из
- обобщения и систематизации полученных знаний – здесь важно проговорить с детьми эти полученные результаты, научить анализировать, рассуждать;
- формулирования выводов;
- фиксирования результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятки, рисунки, поделки); Это всё можно увидеть на выставке.
Можно представить на выставке эти работы из разных проектов
Слайд № 19 -фото
Слайд № 20
И в заключительный этап – презентация своей работы
Наша презентация представляла собой интегрированное мероприятие, в котором дети рассказали о своей работе с самого начала, опираясь как раз на зафиксированные результаты, вплетая туда стихи, загадки, вопросы к зрителям, сценки. Родители, которые тоже были участниками проекта, представили результаты творческих заданий: блюда из картофеля, приготовленные вместе с ребенком, а также поделки.
Хочу предложить вам
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
*Глубоко изучить тематику проекта.
* При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
* Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
* Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
* Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
* Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
*Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
* В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
* Развивать творческое воображение и фантазию детей.
* Творческий подход к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
* Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
* Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
* Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. *Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
* Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.
* Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
* Не спешить с вынесением оценочных суждений.
* С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.