Карцева Алена Геннадьевна
Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!
Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать приёмы психомышечной регуляции.
Публикация «Приёмы психомышечной регуляции в профилактике психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в своей работе следует использовать специально подобранные приёмы психомышечной регуляции. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Если упражнения проводить систематически, то это позволит детскому организму сбрасывая излишнее напряжение и восстанавливая ресурсные возможности организма сохранять психическое здоровье.
Структура основных приемов психомышечной регуляции по преодолению повышенной утомляемости, формированию достаточной активности внимания и работоспособности состоит из:
Дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, улучшают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями («Качка», «Бабочка», «Упражнение с бульками», «Ленивая кошечка»).
Глазодвигательных упражнений, которые развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие.
Упражнений на релаксацию, которые снижают нервное напряжение, дают ощущение покоя и сосредоточенности, помогают избавиться от симптомов переутомления («Дождик»).
Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные движения и мышечные зажимы («Цыганочка», «Любопытная Варвара», «Сова», «Лимон», «Пара»).
Эти упражнения рассчитаны на детей 6-7 лет. Могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами педагогами, родителями.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением дыхания
Цель: развивать самоконтроль и произвольность.
«Качка»
Ноги на месте, не отрывая их покачиваться из стороны в сторону. Вдох через нос. На выдохе произносить звук «ш» и приподняться на цыпочки.
«Бабочка»
Сделать глубокий вдох и постараться одним выдохом «отправить бабочек в полет».
«Упражнение с бульками»
Сделать глубокий вдох и подуть через трубочку в стакан с водой. Стараться, чтобы «бульки» не выплёскивались из стакана.
"Ленивая кошечка"
Руки в «замок» перед собой и поднять их вверх,
затем потянуться, как кошечка.
Почувствовать, как тянется тело.
Затем резко опустить руки вниз,
произнося звук "а".
Глазодвигательные упражнения
Цель: удерживать внимание, умение сосредоточиться.
Взять мяч в правую руку. Левую руку держим по центру. Отводим попеременно то правую, то левую руку. Ребенок сам на расстоянии вытянутой руки водит игрушку и прослеживает движение предметами глазами. Голову не поворачивать.
Упражнение на расслабление мышц шеи.
"Любопытная Варвара".
Цель: психомышечная тренировка
Исходное положение: стоя, руки убрать за спину в «замок», голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо.
Ведущий рассказывает и показывает упражнение:
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед-
Тут немного отдохнет.
«Сова»
Цель: психомышечная тренировка, самомассаж.
Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.
Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.
Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу.
Благодаря «уханью» снимаются челюстные
зажимы, что делает речь более связной.
Это упражнение особенно полезно после
длительного письма, работы с компьютером.
Упражнения на расслабление мышц рук
"Лимон".
Опустить руки вниз и представить себе,
что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.
Почувствовать, как напряжена правая рука.
Затем бросить "лимон" и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю —
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
"Пара"
(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера,
с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
Телесные упражнения
«Цыганочка»
Цель: развитие моторной координации, снятие мышечных зажимов
Поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука - по левому колену. Усложнение - добавить хлопок.
Релаксация
«Дождик»
Цель: мышечное расслабление,
сопровождающееся снятием психического напряжения
Кончиками пальцев нужно ласково барабанить (постукивать) себя по голове, лицу.
Список литературы
1. Семинович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. -М. : Генезис,2007
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии : Практическое руководство для учителей и родителей. -М. :ТЦ Сфера,2001