Наталья Роянова
Применение баланисировочных подушек на занятиях по физической культуре вДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является физкультурно-оздоровительное. В этом направлении мы стараемся идти в ногу со временем: используем новейшие технологии физической культуры. В 21 веке получила широкое распространение «функциональная тренировка», которая применяется не только в профессиональном спорте, спорте высоких достижений и «взрослом» фитнесе, но и в области детской физической культуры. Это вид физической культуры, глобально воздействующий на организм в целом, а не только на его отдельные части, как при выполнении обычных общеразвивающих упражнений. Этот вид тренировки заставляет работать все тело, вовлекая в работу большое количество мышечных единиц, прежде всего воздействуя на «мышечный корсет» (глубокие мышцы живота и спины, так и развивая поверхностную скелетную мускулатуру.
Публикация «Применение баланисировочных подушек на занятиях по физической культуре вДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Основной инструмент функциональных упражнений - разнообразное оборудование с нестабильной поверхностью: коры, фитболы, мячи, балансировочные подушки в том числе.
Балансировочные подушки представляют собой универсальный снаряд, который можно использовать как в водной, основной или заключительной части физкультурного занятия, а также на занятиях лечебной физкультурой, во время самостоятельной двигательной активности, при проведении индивидуальной работы с ребенком. Возможно построение целиком всего занятия с использованием этого оборудования. Нестабильная поверхность с одной стороны покрыта массажными шипами, что позволяет использовать их для коррекционной ходьбы, воздействуя сразу на стопы, активно массажируя их при ходьбе.
Выполнение упражнений на балансировочных подушках способствуют активизации вестибулярного аппарата, который играет центральную роль в регуляции движения глаз, а также формированию интеграции модально-специфических факторов (зрение, слух, вестибулярный аппарат, тактильное ощущение, проприорецепция) с двигательной системой. Происходит развитие пространственного фактора, способности ориентироваться в окружающем пространстве.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками №1.
«Море».
1. «Кораблик на волнах». (Подушка массажной стороной).
Зайти на подушку двумя ногами. Перенести веса тела на носки, на пятки, на левую ногу, на правую ногу, сойти на пол. (4 раза).
2. «Ласточка». (Подушка массажной стороной).
Зайти на подушку поочередно правой и левой ногой, прямую ногу назад (ласточка).
(По 4 раза с каждой ноги).
3. «Водоросли». (Подушка массажной стороной).
И. п. – о. с. на подушке, 1- наклон вперед, коснуться руками подушки, 2 – и. п.
(4 – 6 раз).
4. «Паруса». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – сидя на коленях на подушке, руки в упоре на полу.
1-8 – встать на колени, оторвать руки от пола, удержать равновесие, вернуться в и. п. – 6 раз.
5. «Краб».
И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, согнутые ноги ступнями на подушке. 1 – поднять таз вверх, 2 – и. п. – 6 раз.
6. «Морская звезда». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на животе, таз на подушке. 1 – вытянуть руки в стороны, ноги в стороны, удержать равновесие, 2 – и. п. – 4 - 6 раз.
7. «Мостик». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела, согнутые ноги ступнями на подушке.
1- поднять таз вверх, 2 – и. п. – 6 раз.
8. Прыжки вокруг подушки вправо – 8 прыжков, влево – 8 прыжков, ходьба с восстановлением дыхания – 16 шагов. 2 раза.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками №2.
«В лесу».
1. «Идем по лесу». (Подушка массажной стороной).
Переносить вес тела с правой на левую ногу, с носков на пятки, руки согнуты в локтях как во время ходьбы. 8 х 4 раза.
2. «Цапля». (Подушка массажной стороной).
Зайти на подушку поочередно правой и левой ногой, свободная нога на весу
(поднять колено) – 4 раза.
3. «Собираем грибы». Приседание стоя на подушке, руки помогают удерживать равновесие
– 6 раз.
4. «Медвежонок тянется за медом». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – стоя на коленях на подушке, руки в упоре на полу.
1- вытянуть вперед правую прямую руку, 2 – и. п., 3 – вытянуть левую прямую руку вперед, 4 – и. п. – 6 раз.
5. «На велосипеде по лесу». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади, «велосипед» 1-8 раз
(3 – 4 повтора).
6. «Лодочка». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на животе, таз на подушке. 1 – 6 - вытянуть руки вперед, покачаться, 7-8 – и. п. – 4- 6 раз.
7. «Медвежонок и бочонок меда».
И. п. – лежа на спине на полу, подушка на весу зажата в коленях, руки в стороны, ладони в пол.
1 - опустить подушку с коленями на пол вправо, 2 – и. п., 3 – влево, 4 – и. п. – 4 раза.
8. «С кочки на кочку» прыжки на правой ноге вокруг подушки – 1 круг, на левой – 1 круг, в сочетании с ходьбой и восстановлением дыхания – по 2 раза с каждой ноги.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками №3.
«Космическое путешествие»
1. «Ракета». (Подушка массажной стороной).
И. п. - стоя на подушке, руки вверх сомкнуть ладони, наклоны вправо – влево, сохраняя равновесие 6 раз.
2. «Развернуть антенны». (Подушка массажной стороной).
И. п. – стоя на подушке, руки на поясе.
1 – поворот туловища вправо, развести руки в стороны,2 – и. п. ; 3 – поворот туловища влево, развести руки в стороны, 4 – и. п. (6 раз).
3. «Тренировка на борту корабля». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади на полу,
1-8 – режущие движения прямыми ногами с оттянутыми носками.
(4-6 раз).
4. «Космонавты в невесомости». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на боку, таз на подушке, руки вытянуть, 1- поднять боковую часть туловища, удержать равновесие; 2 – и. п. 4 раза.
5. «Нажать на большую кнопку». (Подушка гладкой стороной).
И. п. – стоя в упоре на коленях на полу, одна рука на полу, другая на подушке.
Поочередно менять положение рук (на полу – на подушке) отжимаясь, сгибая локти – 4- 6 раз.
6. «Летим домой сквозь метеоритный дождь».
Подушки положить в ряд на расстоянии 40 см друг от друга.
Прыжки на двух ногах «змейкой» между подушками, ходьба по прямой с восстановлением дыхания.
Комплекс ОРУ с балансировочными подушками №4 в парах.
«Туристы».
1. «Ручеек» (подушка массажной стороной).
И. п. – дети стоят парами каждый на своей подушке на расстоянии вытянутой руки друг от друга, взявшись за руки. Повороты «ручеек» вокруг себя, не расцепляя рук. Поменять направление в другую сторону.
2. «Палатка». (подушка массажной стороной).
И. п. – дети стоят парами каждый на своей подушке на расстоянии вытянутой руки друг от друга, взявшись за руки. 1 – приседание, не расцепляя рук, сохраняя равновесие, 2 – и. п. – 4 раза.
3. «На одном велосипеде».
И. п. – сидя на подушках, руки в упоре сзади, на расстоянии вытянутых рук. 1- 8 - велосипед, упираясь в стопы друг другу – 4 раза, чередовать с интервалами отдыха.
4. «На лодочке вдвоем» (подушка гладкой стороной).
И. п. – лежа на животе лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук, таз на подушке. 1 – 6 - вытянуть руки вперед, сцепиться руками с партнером, покачаться, 7-8 – и. п. – 4- 6 раз.
5. «Вместе весело прыгать».
Прыжки, ноги вместе, взявшись за руки вдоль ряда подушек (один с одной стороны ряда, другой - с другой стороны, ходьба в паре с восстановлением дыхания.
Игровые упражнения:
«Кто дальше?».
Цель игры: развитие координации движений, внимания, скоростно-силовых качеств. Дети присаживаются на одной линии каждый перед своей подушкой, ставит ее ребром, руку кладет на ребро балансировочной подушки. По команде прокатывает подушку (как обруч, воспитатель отмечает, кто из детей прокатил дальше. Затем дети догоняют каждый свою подушку.
«Чей краб быстрее?»
Балансировочные подушки разложены в ряд. Дети поочередно становятся в положение в упоре сзади на руках и стопах и боком (как «крабы») передвигаются над подушками, не опуская таз на подушки.
Другой вариант – «Медведи» - передвижение над подушками в упоре на руках и стопах, не опуская грудь на подушки.
Подвижные игры с балансировочными подушками.
1. «Веселая перемена».
Цель игры: развитие чувства равновесия, массаж стоп, тренировка кардио-респираторной выносливости, навыка ориентировки в пространстве.
Дети встают врассыпную по залу, каждый перед своей балансировочной подушкой. С началом музыки – перемещения по залу бегом, подскоками, прыжками, галопом. Когда музыка прекращается, все быстро бегут к своей подушке, встают на нее, удерживая равновесие, закрыв глаза.
2. «Выше ножки от земли».
Цель игры: развитие ориентировки в пространстве, тренировка кардиореспираторной выносливости, массаж стоп.
Раскладываются по периметру площадки подушки меньшим количеством, чем участники. Выбирается ловишка. Он осаливает детей, которые не успели встать на подушку.
3. «Кто лишний?».
Цель игры: воспитание быстроты реакции, внимательности, ловкости, массаж стоп.
Подушки раскладываются по кругу кол-вом на 1 меньше количества детей.
Дается сигнал или включается музыка, дети бегают по кругу. По сигналу или после прекращения музыки дети пытаются встать на подушки. Участник, не успевший занять свободную подушку, выходит из игры. Еще одна подушка убирается, игра повторяется. В итоге остается 1 подушка и 2 игрока. Из них выявляется победитель.
Литература:
«Здоровье сберегающее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гуманитарный издательский центр «Владос», стр. 32
1. «Закрытыми глазами». (Подушка массажной стороной).
Стоять на подушке 8 счетов с разным положением рук (в стороны, вверх, сзади полочкой и т. д., закрыв глаза.
2. «Ласточка».
Зайти на подушку поочередно правой и левой ногой, свободная нога на весу.
Варианты:
- поднять колено;
- прямую ногу в сторону;
- прямую ногу вперед,
- прямую ногу назад (ласточка).
(По 4 раза с каждой ноги).
3. «Повороты».
Встать на подушку, повернуться вокруг себя, переступанием, сойти на пол.
(повторить по 2 раза в каждую сторону).
4. «Наклоны вперед».
И. п. – о. с. на подушке, 1- наклон вперед, коснуться руками подушки, 2 – и. п.
(4 – 6 раз).
5. «Закрытыми глазами».
Стоять на подушке 8 счетов с разным положением рук (в стороны, вверх, сзади полочкой и т. д., закрыв глаза.
6. «Складочка сидя на подушке».
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях:
- 1- согнуть колени, привести к груди, 2 - и. п.
(4 - 6 раз).
7. «Велосипед на подушке».
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади, «велосипед» 1-8 раз
(3 – 4 повтора).
8. «Выпрямление ног сидя на подушке»
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади.
1- поднять прямые ноги под углом 45 гр., 2 – и. п.
(4 – 6 раза).
9. «Ножницы».
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади на полу,
1-8 – режущие движения прямыми ногами с оттянутыми носками.
(4-6 раз).
10. «Сидя на подушке на одной руке».
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади, ноги на весу (не класть на пол).
1 - руку вверх, ноги на весу, 2 – и. п., 3 – другую руку вверх, 4 – и. п.
(6 раз).
11. «Распашенка на подушке».
И. п. – сидя на подушке, руки в упоре сзади, ноги прямые вместе на полу.
1 – сгруппироваться, привести колени к груди, обхватить колени руками,
2 – и. п. (6 раз).
12. «На коленях на подушке».
И. п. – сидя на коленях на подушке, руки в упоре на полу.
1-8 – встать на колени, оторвать руки от пола, удержать равновесие, вернуться в и. п. – 6 раз.
13. «Ласточка на коленях».
И. п. – стоя на коленях на подушке, руки в упоре на полу.
1- вытянуть правую ногу прямую назад, 2 – и. п., 3 – вытянуть прямую левую ногу назад, 4 – и. п. – 6 раз.
(вариант – отвести ногу в сторону (правую – в право, левую – влево).
14. «Лежа на боку».
И. п. – лежа на боку, таз на подушке, руки вытянуть, 1- поднять боковую часть туловища, удержать равновесие; 2 – и. п. 4 раза.
15. «Лодочка».
И. п. – лежа на животе, таз на подушке. 1 – 6 - вытянуть руки вперед, покачаться, 7-8 – и. п. – 4- 6 раз.
16. «Звездочка».
И. п. – лежа на животе, таз на подушке. 1 – вытянуть руки в стороны, ноги в стороны, удержать равновесие, 2 – и. п. – 4 - 6 раз.
17. «Краб».
И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, согнутые ноги ступнями на подушке. 1 – поднять таз вверх, 2 – и. п. – 6 раз.
18. «Мостик».
И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела, согнутые ноги ступнями на подушке.
1- поднять таз вверх, 2 – и. п. – 6 раз.
19. «Достань рукой до подушки».
И. п. – лежа на спине, подушка на весу зажата в коленях.
- достать до подушки поочередно одной или двумя руками. 8 раз.
20. «Подушка между коленей».
И. п. – лежа на спине, подушка на весу зажата в коленях.
1 - опустить подушку с коленями на пол вправо, 2 – и. п., 3 – влево, 4 – и. п. – 4-6 раз.
21. «Кросс – отжимания».
И. п. – стоя в упоре на коленях на полу, одна рука на полу, другая на подушке.
Поочередно менять положение рук (на полу – на подушке) отжимаясь, сгибая локти – 4- 6 раз.
22. «Складочка».
И. п. – сидя на полу, ноги прямо, стопы на подушке. 1-8 - положить грудь на колени, руками достать до носков, - 4 раза.
В парах на подушке :
23. «Повороты вокруг себя в парах».
И. п. – дети стоят парами каждый на своей подушке на расстоянии вытянутой руки друг от друга, взявшись за руки. Повороты «ручеек» вокруг себя, не расцепляя рук. Поменять направление в другую сторону.
24. «Весы».
И. п. – дети стоят парами каждый на своей подушке на расстоянии вытянутой руки друг от друга, взявшись за руки. 1 – 8 отклониться назад, сохраняя равновесие. 4 раза.
25. «Приседания в парах».
И. п. – дети стоят парами каждый на своей подушке на расстоянии вытянутой руки друг от друга, взявшись за руки. 1 – приседание, не расцепляя рук, сохраняя равновесие, 2 – и. п. – 4 раза.
26. «На одном велосипеде».
И. п. – сидя на подушках, руки в упоре сзади, на расстоянии вытянутых рук. 1- 8 - велосипед, упираясь в стопы друг другу – 4 раза, чередовать с интервалами отдыха.
27. «Крыша».
И. п. – сидя на подушках, руки в упоре сзади, Ноги прямые вместе подняты и стопы упираются в друг друга.
- 1- разведение прямых ног в стороны, 2 – и. п. 4 раза.
- отжимание согнутых ног (один ребенок сгибает колени, другой выпрямляет). – 6 раз.
Подвижные игры с балансировочными подушками.
1. «Веселая перемена».
Цель игры: развитие чувства равновесия, массаж стоп, тренировка кардио-респираторной выносливости, навыка ориентировки в пространстве.
Дети встают врассыпную по залу, каждый перед своей балансировочной подушкой. С началом музыки – перемещения по залу бегом, подскоками, прыжками, галопом. Когда музыка прекращается, все быстро бегут к своей подушке, встают на нее, удерживая равновесие, закрыв глаза.
2. «Кто дальше?».
Цель игры: развитие координации движений, внимания, скоростно-силовых качеств.
Дети присаживаются на одной линии каждый перед своей подушкой, ставит ее ребром, руку кладет на ребро. По команде прокатывает подушку (как обруч, воспитатель отмечает, чья прокатилась дальше. Затем дети догоняют каждый свою подушку.
3. «Выше ножки от земли».
Цель игры: развитие ориентировки в пространстве, тренировка кардиореспираторной выносливости, массаж стоп.
Раскладываются по периметру площадки подушки меньшим количеством, чем участники. Выбирается ловишка. Он осаливает детей, которые не успели встать на подушку.
Игровое упражнение «Чей краб быстрее?»
Балансировочные подушки разложены в ряд. Дети поочередно становятся в положение в упоре сзади на руках и стопах и боком передвигаются над подушками, не опуская таз на подушки.
Вариант – «Медведи» - передвижение над подушками в упоре на руках и стопах.
Литература:
«Здоровье сберегающее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гуманитарный издательский центр «Владос», стр. 32