Получи документы

Применение технологии синквейн в развитии сязной речи дошкольников

Альбина Борзова
Применение технологии синквейн в развитии сязной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мы часто слышим о том, что современные дети другие. В последние годы отмечается замедленный развития детей, особенно это заметно в развитии связной речи детей. В основном страдает лексический запас детей, умение актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета.

Публикация «Применение технологии синквейн в развитии сязной речи дошкольников» размещена в разделах

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Так как, современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится

деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной

образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому

нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и

профессиональная карьера. Поэтому у педагогов возникает необходимость найти и использовать в своей работе новые методы, технологии развития речи детей.

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет

быстро получить результат, является работа над созданием синквейна - создание нерифмованного стихотворения. СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях и позволяет быстро получить результат.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.

Слово "синквейн" происходит от французского " пять". Это стихотворение

из пяти строк, которое строится по правилам. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчё те слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

Пример синквейна :

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Дети знакомятся с понятиями:

«слова-предметы неживые»

«слова-предметы живые»

«слова-признаки»

«слова- действия»

«предложение»

Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

В этой работе используются различные картинки, предметы.

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь,

дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной

структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в

него определения, дополнения.

II этап – основной.

На данном этапе происходит знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Например :

1. Снеговик.

2. Большой, смешной.

3. Стоит, тает, падает.

4. Мне нравится лепить снеговика.

5. Зима.

III этап -практический.

На данном этапе идет формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна. Тема синквейна может быть любой. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи : для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Например :

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.

Формы работы с родителями:

-тематическая консультация;

- информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;

- семинар-практикум.

Можно предложить родителям «памятки» с алгоритмом составления синквейна.

Выводы:

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Публикации по теме:

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников» ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому.

Применение игровой технологии в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопедического пунктаПрименение игровой технологии в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопедического пункта Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Применение интеллектуального тренажера «Игровизор» в развитии речи дошкольниковПрименение интеллектуального тренажера «Игровизор» в развитии речи дошкольников ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию речи дошкольников в игровой деятельности. Задачи: - познакомить с интеллектуальным.

«Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать.

Использование технологии синквейн в речевом развитии дошкольников Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Консультация «Использование синквейн — технологии в развитии речи старших дошкольников» Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование технологии Синквейн в речевом развитии дошкольников» Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Презентация «Технология «синквейн» в речевом развитии дошкольников» Мастер-класс на тему: «Технология синквейн в речевом развитии дошкольников» Екатерина Черкасова Мастер-класс на тему: «Технология синквейн.

Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии синквейн в развитии сязной речи дошкольников
Опубликовано: 25 марта 2019 в 06:12
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии синквейн в развитии сязной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Борзова (УИ 164102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД