МААМ-картинки

Принцип гендерности при развитии физических качеств дошкольников.

Наталья Сартасова
Принцип гендерности при развитии физических качеств дошкольников.

В нашем обществе ребенок должен быть гармонично развитой личностью для полноценного функционирования в обществе. Поэтому в подготовительной к школе группе возникла потребность разработать здоровьесберегающую технологию, основным компонентом которой является принцип гендерной дифферециации дошкольников. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, чувствуют и переживают. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Публикация «Принцип гендерности при развитии физических качеств дошкольников,» размещена в разделах

Цель:

1. Обеспечение процесса физического воспитания на основе принципа гендерности.

2. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста на основе использования всех средств физического воспитания.

Задачи:

Учить умению анализировать свои действия и действия сверстников

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельными достижениями в области спорта

Экспериментально доказать положительное влияние гендерного подхода в физическом воспитании на здоровье старших дошкольников.

Доказать, что в процессе физического воспитания гендерный подход направлен на развитие качеств и свойств в соответствии со своей половой принадлежностью.

Объект исследования: физическое воспитание дошкольников.

Предмет исследования: состояние здоровья старших дошкольников в процессе физического воспитания, основанного на принципе гендерности.

Гипотеза: Гендерное дифференцирование в физическом воспитании старших дошкольников:

• имеет оздоровительный эффект и потому является необходимой составляющей здоровьесберегающих технологий в образовании;

• влияет на развитие всей двигательной сферы дошкольников.

Физическое воспитание, основанное на половых различиях, кроме гендерной идентификации и социализации способствует оздоровлению старших дошкольников, оказывая существенное влияние на физический, психический, и социальный компоненты здоровья.

Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.

При развитии физических качеств следует учитывать предрасположенность отдельных детей к физическому утомлению, эмоциональному перевозбуждению, поэтому необходимо регулировать дозировку, физическую нагрузку.

К физическим качествам относится сила, быстрота, выносливость, гибкость.

Быстрота рассматривается, как способность человека осуществлять движение с определенной скоростью, в минимальный отрезок времени. Это бег на короткие дистанции, прыжки с места и разбега, подвижные и спортивные игры, требующие быстроты двигательной реакции детей.

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения. От уровня развития силовых качеств зависят достижений во всех видах физических упражнений.

Наиболее распространенными показателями выносливости являются следующие критерии: время, объем и интенсивность выполнения заданий.

Развитию выносливости способствуют упражнения в ходьбе в чередовании с бегом, передвижение на лыжах, минипоходы, езда на велосипеде.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Она зависит от формы суставных поверхностей, растяжимости связок и мышц. Для развития гибкости используются упражнения, повышающие подвижность в суставах (коснуться пальцами пола при наклоне, выполнение маха ногами при доставании предмета).

Ловкость – сложное качество и определяется, как способность быстро овладевать новыми движениями. Ловкость определяется, как способность целесообразно управлять двигательной деятельностью, имеющимся у ребенка навыками, знаниями и умениями.

Принципы работы гендерного дифференцирования в физическом воспитании с дошкольниками включают в себя:

1. доступность (развитие физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей здоровья детей)

2. систематичность и последовательность

3. динамичность (включение упражнений на развитие физических качеств в комплексы утренней, бодрящей гимнастик, физкультуры)

Основные направления:

1. удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении

2. развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок отдельно для мальчиков и девочек

Методологическую основу нашего исследования составляют современные научные представления о ребенке, о ведущей роли деятельности в становлении личности, личностно-ориентированном и оздоровительном подходах в обучении, о единстве интеллектуального, нравственного и физического в развитии человека.

Эффективность внедрения гендерного принципа в физическом воспитании проверялась на основе использования трех форм проведения физичсекой культуры - совместной, раздельной и совместно-раздельной.

При проведении раздельной деятельности с мальчиками мы делали упор на развитие таких черт характера, как мужественность, чтобы развить личностные качества - самостоятельность, активность, смелость, здоровое чувство соперничества, силу воли, сдержанность в эмоциях, настойчивость в достижении цели и т. д. В содержание учебного материала включали в качестве средств физической культуры различные виды ходьбы, бега, прыжки, метания, эстафеты, лыжную подготовку, элементы баскетбола. В выполнении и формировании техники движений опирались на: а) силовой стиль б) простоту, в) четкую целенаправленность, г) элементы нападения, преследования.

При организации непосредственно образовательной деятельности с девочками делали упор на формирование женственности, развитием таких качеств как терпение, эмоциональность, способность к сопереживанию и компромиссу, умение воспринимать прекрасное. Включили в качестве средств физической культуры командные подвижные игры, подвижные игры сюжетного характера, различные виды ходьбы, бега, прыжки, игры с мячом, эстафеты, элементы художественной гимнастики. В выполнении и формировании техники движений опирались на: а) аккуратность, б) пластичность, плавность. При этом использовали демократический стиль общения девочками для сохранения их психического здоровья.

В совместной деятельности использовали эстафеты, сюжетные и командные подвижные игры, танцевальные упражнения в парах. В изучении и выполнении физических упражнений использовали групповой метод, способствующий межполовому общению.

Мы выяснили тот факт, что соревновательная деятельность повышает уровень физической подготовки обоих полов. Особенность использования гендерного принципа в здоровьесберегающей технологии в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности “Я – девочка”, “Я – мальчик”. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка:

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики бросают мешочки с песком, а девочки занимаются с лентами).

2. Различия в дозировке (девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).

3. Различия по времени (девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе оборудования (девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным движениям. Метание на дальность легче дается мальчикам,а прыжки на скакалке – девочкам).

6. Пространственные ориентировки (мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).

7. Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчелки).

8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности,грациозности).

9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово “молодец” эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: “Ты лучшая в этом движении”, “У тебя очень мягкие движения рукой, кистью”.

11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

12. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

14. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Но педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

По данным Э. С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30м; большая выносливость к статическим усилиям.

Данные, полученные в ходе изучения состояния здоровья старших дошкольников в процессе физического воспитания, указывают на наличие гендерных различий в показателях здоровья. Девочки имеют большую психологическую устойчивость, чем мальчики.

Мальчики превосходят сверстниц в силе, телесной ловкости, и логическом мышлении, а девочки в гибкости. Это, по всей видимости, является генетически обусловленными гендерными различиями. Сравнение показателей состояния здоровья в подготовительной группе позволило отдать предпочтение совместно-раздельной форме организации занятий, поскольку выявлен более качественно выраженный оздоровительный эффект в социальном благополучии у девочек и в физическом и психическом состоянии мальчиков.

Публикации по теме:

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Создание здоровьесберегающей среды в группе. Здоровому – все здорово «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Т. В. Хацкевич В нашем детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принцип гендерности при развитии физических качеств дошкольников.
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 21:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД