Наталья Сартасова
Принцип гендерности при развитии физических качеств дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем обществе ребенок должен быть гармонично развитой личностью для полноценного функционирования в обществе. Поэтому в подготовительной к школе группе возникла потребность разработать здоровьесберегающую технологию, основным компонентом которой является принцип гендерной дифферециации дошкольников. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, чувствуют и переживают. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Публикация «Принцип гендерности при развитии физических качеств дошкольников,» размещена в разделах
Цель:
1. Обеспечение процесса физического воспитания на основе принципа гендерности.
2. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста на основе использования всех средств физического воспитания.
Задачи:
Учить умению анализировать свои действия и действия сверстников
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельными достижениями в области спорта
Экспериментально доказать положительное влияние гендерного подхода в физическом воспитании на здоровье старших дошкольников.
Доказать, что в процессе физического воспитания гендерный подход направлен на развитие качеств и свойств в соответствии со своей половой принадлежностью.
Объект исследования: физическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: состояние здоровья старших дошкольников в процессе физического воспитания, основанного на принципе гендерности.
Гипотеза: Гендерное дифференцирование в физическом воспитании старших дошкольников:
• имеет оздоровительный эффект и потому является необходимой составляющей здоровьесберегающих технологий в образовании;
• влияет на развитие всей двигательной сферы дошкольников.
Физическое воспитание, основанное на половых различиях, кроме гендерной идентификации и социализации способствует оздоровлению старших дошкольников, оказывая существенное влияние на физический, психический, и социальный компоненты здоровья.
Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.
При развитии физических качеств следует учитывать предрасположенность отдельных детей к физическому утомлению, эмоциональному перевозбуждению, поэтому необходимо регулировать дозировку, физическую нагрузку.
К физическим качествам относится сила, быстрота, выносливость, гибкость.
Быстрота рассматривается, как способность человека осуществлять движение с определенной скоростью, в минимальный отрезок времени. Это бег на короткие дистанции, прыжки с места и разбега, подвижные и спортивные игры, требующие быстроты двигательной реакции детей.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения. От уровня развития силовых качеств зависят достижений во всех видах физических упражнений.
Наиболее распространенными показателями выносливости являются следующие критерии: время, объем и интенсивность выполнения заданий.
Развитию выносливости способствуют упражнения в ходьбе в чередовании с бегом, передвижение на лыжах, минипоходы, езда на велосипеде.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Она зависит от формы суставных поверхностей, растяжимости связок и мышц. Для развития гибкости используются упражнения, повышающие подвижность в суставах (коснуться пальцами пола при наклоне, выполнение маха ногами при доставании предмета).
Ловкость – сложное качество и определяется, как способность быстро овладевать новыми движениями. Ловкость определяется, как способность целесообразно управлять двигательной деятельностью, имеющимся у ребенка навыками, знаниями и умениями.
Принципы работы гендерного дифференцирования в физическом воспитании с дошкольниками включают в себя:
1. доступность (развитие физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей здоровья детей)
2. систематичность и последовательность
3. динамичность (включение упражнений на развитие физических качеств в комплексы утренней, бодрящей гимнастик, физкультуры)
Основные направления:
1. удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении
2. развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок отдельно для мальчиков и девочек
Методологическую основу нашего исследования составляют современные научные представления о ребенке, о ведущей роли деятельности в становлении личности, личностно-ориентированном и оздоровительном подходах в обучении, о единстве интеллектуального, нравственного и физического в развитии человека.
Эффективность внедрения гендерного принципа в физическом воспитании проверялась на основе использования трех форм проведения физичсекой культуры - совместной, раздельной и совместно-раздельной.
При проведении раздельной деятельности с мальчиками мы делали упор на развитие таких черт характера, как мужественность, чтобы развить личностные качества - самостоятельность, активность, смелость, здоровое чувство соперничества, силу воли, сдержанность в эмоциях, настойчивость в достижении цели и т. д. В содержание учебного материала включали в качестве средств физической культуры различные виды ходьбы, бега, прыжки, метания, эстафеты, лыжную подготовку, элементы баскетбола. В выполнении и формировании техники движений опирались на: а) силовой стиль б) простоту, в) четкую целенаправленность, г) элементы нападения, преследования.
При организации непосредственно образовательной деятельности с девочками делали упор на формирование женственности, развитием таких качеств как терпение, эмоциональность, способность к сопереживанию и компромиссу, умение воспринимать прекрасное. Включили в качестве средств физической культуры командные подвижные игры, подвижные игры сюжетного характера, различные виды ходьбы, бега, прыжки, игры с мячом, эстафеты, элементы художественной гимнастики. В выполнении и формировании техники движений опирались на: а) аккуратность, б) пластичность, плавность. При этом использовали демократический стиль общения девочками для сохранения их психического здоровья.
В совместной деятельности использовали эстафеты, сюжетные и командные подвижные игры, танцевальные упражнения в парах. В изучении и выполнении физических упражнений использовали групповой метод, способствующий межполовому общению.
Мы выяснили тот факт, что соревновательная деятельность повышает уровень физической подготовки обоих полов. Особенность использования гендерного принципа в здоровьесберегающей технологии в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности “Я – девочка”, “Я – мальчик”. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики бросают мешочки с песком, а девочки занимаются с лентами).
2. Различия в дозировке (девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям. Метание на дальность легче дается мальчикам,а прыжки на скакалке – девочкам).
6. Пространственные ориентировки (мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7. Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности,грациозности).
9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово “молодец” эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: “Ты лучшая в этом движении”, “У тебя очень мягкие движения рукой, кистью”.
11. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
12. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
14. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Но педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
По данным Э. С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30м; большая выносливость к статическим усилиям.
Данные, полученные в ходе изучения состояния здоровья старших дошкольников в процессе физического воспитания, указывают на наличие гендерных различий в показателях здоровья. Девочки имеют большую психологическую устойчивость, чем мальчики.
Мальчики превосходят сверстниц в силе, телесной ловкости, и логическом мышлении, а девочки в гибкости. Это, по всей видимости, является генетически обусловленными гендерными различиями. Сравнение показателей состояния здоровья в подготовительной группе позволило отдать предпочтение совместно-раздельной форме организации занятий, поскольку выявлен более качественно выраженный оздоровительный эффект в социальном благополучии у девочек и в физическом и психическом состоянии мальчиков.