Получи документы

Приобщение детей дошкольного возраста к художественному слову

Гульнара Скорюпина
Приобщение детей дошкольного возраста к художественному слову

Приобщение детей дошкольного возраста к художественному слову

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

Ф. Бекон, англ. философ

«Читатель начинается с колыбели». Первые песенки, первые потешки, напевность народных сказок уже вводят малыша в чудесный мир художественной литературы. Чуткость к слову, интерес к сочинительству, рассматриванию книжных иллюстраций, желание выразить свои впечатления от книги в рисунке – удивительные качества детей. Помочь развивать эти способности – задача заинтересованного педагога. Ведь каждый возраст несет своё восприятие художественного слова. Если для малышей характерна зависимость понимания текста от личного опыта, установление легко осознаваемых связей ( когда события следуют друг за другом: герои по-очереди тянут репку, приходят в теремок); дети часто не понимают переживаний и мотивов поступков героев. Отношение к героям произведения эмоциональное, ярко окрашеное. На пятом году жизни у детей появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребёнка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения. Это обусловлено расширением жизненного и литературного опыта детей. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте; появляется способность к пониманию поступков героев, мотивов этих поступков, переживаний и чувств персонажей. Осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказках, ритм, рифма). Надо понимать, что умение понимать литературное произведение не возникает внезапно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного периода. Ещё С. Я. Маршак определил, что цель ознакомления дошкольника с литературой – это формирование будущего большого талантливого читателя, культурно образованного человека. Под литературным развитием мы понимаем развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Существуют определё нные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на художественное слово, способность мыслить словесно-художественными образами, возникновение творческого состояния (сопереживания, сочувствия, сострадания).

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к художественному слову» размещена в разделах

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знаний особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в образовательных программах детского сада. Задачи эти можно в целом сформулировать так: - воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений различных жанров, понимать содержание произведения, развивать эмоциональную отзывчивость; - формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, о композиции, о простых элементах образности в языке; способность элементарно анализировать содержание и форму произведения; - воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность сказок, рассказов, стихов. Поможет в работе перечень художественных произведений, рекомендованных основной общеобразовательной программой. В программу ознакомления с литературой входят сказки, рассказы, повести, поэмы, стихи и произведения «малых форм» фольклора. В круг детского чтения включены несколько групп произведений: - произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые формы фольклора: потешки, песенки, скороговорки, небылицы, загадки ; - произведения русской и зарубежной классической литературы; - произведения современной русской и зарубежной литературы. Поскольку одной из задач является привитие интереса к книге, как к произведению искусства, важно знакомить детей с разнообразными их видами. Важны иллюстрированные издания, т. к. детям вначале трудно мысленно представить героев произведения. Разработано несколько критериев отбора книг для чтения и рассказывания (в работах О. И. Соловьевой, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.) : - высокое художественное мастерство, литературная ценность, образцовый литературный язык; - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; - идейная направленность детской книги; соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе; моральный облик героя; - сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; - конкретные педагогические задачи.

Народная мудрость гласит «Чтение без умения – не польза, а вред». Поэтому кратко остановимся на основных методах ознакомления с художественной литературой :

1. Чтение педагогом по книге или наизусть., то есть дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык, передает мысли автора. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание педагогом. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт больше возможностей для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать, как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Знакомство с книгой педагог может организовать специально. Это и тематическое рассказывание (чтение рассказов и стихов о зиме, и объединение произведений одного жанра (рассказы или притчи с моральным содержанием, и чтение произведений объединенных единством образов (сказки о зайце, знакомство с рассказами одного автора. Можно выложить новую книгу в книжный уголок. При рассматривании картин прочитать подходящее по сюжету произведение. Также может возникнуть спонтанная ситуация, когда ребёнок приносит книгу в группу. Как правило, детям всегда интересно, когда сказку или рассказ представляет персонаж этого произведения. После знакомства с литературным произведением необходима работа по формированию полноценного восприятия: беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, рисование по мотивам услышанного, повторное чтение, загадки о персонажах. Не забываем об инсценировке литературных произведений. Дети могут быть как зрителями, так и исполнителями. Особое место занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение такой повести или сказки позволяет ребенку долго следить за жизнью и приключениями одного героя, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста (таким образом дети нашей группы знакомились со сказкой «Конек-горбунок» П. Ершова, «Денискиными рассказами» Драгунского и др.). Наиболее интересные главки можно читать повторно, что делает чтение ещё увлекательнее. Также рекомендуется использовать творческие задания на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, рифм, придумывание нового окончания знакомого произведения (технология ТРИЗ, на составление творческих рассказов по загадке или потешке.

При условии углубленной работы по ознакомлению с художественными произведениями, дети начинают более осознанно относиться к авторскому слову, учатся замечать особенности языка, образную речь.

Таким образом, мы видим значимость систематической целенаправленной работы для формирования у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественному слову. Как призывает нас ещё один замечательный детский автор Г. Остер «Читайте детям не нотации, а книги».

Подготовила Скорюпина Гульнара Шамильевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №24», г. Березники

Публикации по теме:

«Приобщаем дошкольника к чтению» — круглый стол для родителей«Приобщаем дошкольника к чтению» — круглый стол для родителей В век современных технологий, компьютерных игр и активного внедрения интернета в каждую семью, мы, педагоги, столкнулись с такой проблемой.

Православные книги для детей.Православные книги для детей. Сегoдня епархии Русской Православной Церкви и светские издательства печатают разнообразную детскую религиозную литературу. Это детские Библии,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к художественному слову
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 20:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД