Елена Сидорова
Приобщение детей к истокам культуры Кубани (обобщение опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Моя малая родина - Кубань!
Совместно с педагогами учреждения,мной обобщён опыт работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Кубани, который направлен на активное приобретение детьми культурного богатства народа, развития его духовности на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций. Накопленный материал по проведению праздников, развлечений, тематических занятий затрагивают историю, быт, традиции казачества.
Публикация «Приобщение детей к истокам культуры Кубани (обобщение опыта работы)» размещена в разделах
- Кубань
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Включение в Образовательную программу регионального компонента, отражающего культурные особенности нашего региона, позволяет сформировать у детей чувство патриотизма, любви к малой родине. Мы педагоги детского сада, имеем большие возможности для воспитания в духе родной культуры, потому что именно живём вместе с детьми, и фольклор становится не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украшением и одухотворением её. Навыки, умения и специфические знания о культуре кубанского народа формируются незаметно, как бы исподволь.
С целью воспитания у дошкольников любви к малой родине, в перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент - современная и старинная музыка Кубани, как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Формирование у детей целостного представления о культуре Кубани происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделируют общение детей с фольклором Кубани в разнообразных формах, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности.
Одним из средств реализации задач духовно – нравственного воспитания стало проведение совместных (детей, педагогов, родителей) таких праздников, как Рождество, Пасха, встреча весны «Жаворонки», яблочный и медовый Спас. По своей направленности наша работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Мы знакомим детей с красотой обряда, рассказываем о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется всё живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться.
Музыкальная работа в часы свободной и досуговой деятельности проводится под девизом «Путешествие в прошлое».
Игры – импровизации на различные сюжеты включают ситуации, вовлекающие детей в разнообразные виды художественной деятельности. Дети могут отправиться в путешествие на казачью ярмарку, где знакомятся со старинными предметами быта, традиционными кубанскими блюдами, попасть на посиделки и состязаться в пении казачьих песен.
Мы знаем, что казачья песня сопровождается «подыгрыванием» на музыкальных инструментах. Поэтому, предметно - развивающая среда музыкального зала и групповых комнат оснащена разнообразными шумовыми инструментами. Это способствует развитию творческих способностей детей, пробуждает интерес детей к самовыражению, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Большим интересом и творческим стимулом для детей являются выступления в детском саду и перед местными жителями на праздничных концертах, посвященных дню станицы, дню Победы. Это помогает наиболее полно раскрыть музыкальные и творческие способности, придаёт детям уверенность, развивает желание к дальнейшему освоению песенного кубанского фольклора.
В казачьей семье рядом с бабушкой, мамой всегда пела внучка, дочка, поэтому мы стараемся, чтобы родители были постоянными участниками фольклорных праздников и развлечений. Разученная с маминого голоса песня и исполненная дуэтом перед другими детьми и родителями, приобретает совсем другую ценность. Она является образцом сохранения ныне угасающей песенной традиции казачества.
В дошкольном возрасте детям очень важно иметь возможность потрогать руками, прикоснуться к предметам старинного быта, произведениям декоративно – прикладного искусства, которые передавались от дедов и прадедов.
Для получения знаний о богатом культурном наследии кубанского народа, мы в детском саду организовываем выставки художественных народных промыслов, посещаем краеведческий музей,памятники исторического прошлого.
Не все кубанские песни удобны для исполнения детьми. В нашем учреждении организована взрослая фольклорная группа, которая позволяет дошкольникам знакомиться с более сложными песнями, которые в этом возрасте ещё не приемлемы для разучивания.
Тесное взаимодействие с преподавателями и учениками школы искусств дают возможность дошкольникам знакомиться с профессиональным исполнением народных песен и «живым звучанием» народных инструментов.
Мой опыт работы подсказывает мне, что внесение кубанского фольклорного материала в жизнь детей не должно носить обособленный характер, не должно быть оторвано от современной жизни, от современных интонаций и ритмов. В программное содержание следует постоянно вводить и авторскую музыку – современные детские песни кубанских авторов.
Традиции казачьих плясок всегда подразумевали невербальное общение с партнёрами, смену партнёров в танцев. Включение в работу с детьми коммуникативных танцев и игр с использованием различной музыки, в том числе и старинных и современных кубанских песен, поддерживает традиции казачьих плясок, так как они построены на импровизации, на смене партнеров в танце.
Дети знакомы с историческим прошлым Кубани, своей станицы, казачества. Они узнали, как учили маленьких казачат, познакомились с обычаями, языком обихода (макитра, скрыня, саманная хата). Педагогами совместно с детьми были изучены местные традиции, фольклор, обряды, художественные и кустарные ремёсла. Познакомились с кубанскими поэтами, писателями, композиторами и их произведениями.
Результатом работы по приобщению к культурным ценностям Кубани является интерес и желание всех детей выражать себя в ансамблевом, хоровом, сольном пении кубанских песен, несмотря на их слух и музыкальные данные. Дети обучены приёмам пения без сопровождения, свойственные местной исполнительской школе, они умеют проявлять творчество в играх, хороводах, плясках. У дошкольников воспитано положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.
30 % выпускников детского сада продолжают развивать вокальные и хореографические способности в детской школе искусств, становятся подлинными носителями традиций народной культуры Кубани.