Лучший педагог года

Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома»

Надежда Ермышова
Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома»

Приобщение детей к истории и культуре русского народа

«Мир русского дома»

Проблема отцов и детей всегда остра, но в переломные периоды истории она обретает более болезненный характер. И тогда обыкновенный предмет : старинная игрушка, чугунок, прялка может дать для взаимного понимания подчас больше, чем серьезная монография или величественный памятник.

Публикация «Приобщение детей к истории и культуре русского народа „Мир русского дома“» размещена в разделах

С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? В своей работе я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

И здесь на помощь приходит музейная педагогика. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить культуру и историю русского народа, а верными попутчиками станут национальные игры и праздники, костюмы, герои сказок, песни и танцы. Если все это становиться живым и настоящим, а значит близким и понятным ребенку, то у него возникает интерес и желание узнавать о прошлом своей Родины. Важнейшей задачей музейной педагогики является создание условий для формирования потребности в общении с искусством, навыков такого общения и радости от него. Задачи, которые, я ставила перед собой, согласовываются с основными принципами музейной педагогики предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Цели:

- Учить ребенка видеть историко -культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.

-Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки.

-Развивать потребность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.

-Вызвать любовь уважение к культуре русского народа, готовность понимать и принимать систему народных ценностей.

Задачи:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Поставив перед собой задачу, познакомить детей с народными традициями, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

Так же в одном из помещений ДОУ соорудили мини- музей «Русскую избу». Для его создания привлекли родителей детей посещающих детский сад. Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит в «Русской избе». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Традиционно раз в месяц мы ходим в гости в «Русскую избу», где проводятся увлекательные занятия. Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ «Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».

В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество к нам приходили колядовщики: поздравляли детей колядкой, встречали и провожали Масленницу, зазывали весну, закликали птиц

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. В русские народные игры мы с детьми играем на улице, в группе, на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди». Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки - всё это делает процесс игры более интересным и соде ржате л ьн ы м.

Под впечатлением увлекательных занятий дети с удовольствием творят- рисуют и лепят. Также я знакомлю детей с народно - прикладным искусством, у нас имеется множество игрушек и других предметов украшенных городецкой росписью, хохломской росписью, дымковская игрушка. Ребята с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и панно, лепят, рисуют, лучшими работами оформляем группу.

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Воспитание, обращенное к национальным ценностям имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиции России. Оно определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Период дошкольного детства один из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В основу моей работы положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.

Публикации по теме:

«Избушкины рассказы». Подпроект по ознакомлению детей с культурой русского народа (средняя группа)«Избушкины рассказы». Подпроект по ознакомлению детей с культурой русского народа (средняя группа) «Избушкины рассказы» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно,.

Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 1) Семинарское занятие на тему «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО.

Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 2) МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРАЮЩИХ. 1. Размещение играющих и место воспитателя при объяснении игры. Прежде чем начать объяснение игры, необходимо.

Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 3) Дидактический практикум 1. Разработайте фрагмент занятия с использованием подвижной игры с акцентом народной культуры. Смоделируйте разработанный.

Буклет для родителей «Традиции русского народа» Данный буклет оформлен в рамках реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации.

Конспект НОД «Из истории русского платка» Организационная информация: Примечание 1. ФИО, должность педагога. Черных Наталья Васильевна 2. Направление развития детей. патриотическое.

НОД по истории русского театра История русского театра Тема Ход занятия Хоровод Скоморохи с медведем.

Педагогический проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и культуре русского народа»Педагогический проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и культуре русского народа» «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и культуре русского народа» «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности,.

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

План самообразования по теме «Приобщение детей к истокам русского народного творчества» Цель: воспитание творчески развитой личности через познавательную деятельность дошкольников при приобщении к истокам русского народного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 10:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД