НОД по истории русского театра

Екатерина Буркова
НОД по истории русского театра

История русского театра

Тема Ход занятия

Хоровод

Скоморохи с медведем

Вертеп

Театр Петрушки

Раёк

Балаган

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает детей что такое хоровод. Дети отвечают.

Рассказ воспитателя: Несколько веков назад люди считали, что солнце, вода, земля – природа едина с человеком. Человек считал себя частью народа и природы, рассматривая её как храм и поклонялся ей. По земледельческому календарю солнце было то сильным - летним, то слабым - зимним. Слабому солнцу помогали люди радостью, весёлыми песнями, хороводами; а у сильного – летнего солнца люди просили для себя помощи. Нельзя было разъединять танец и песню – это целый обряд. Наши предки считали, что жизнь вечна, как вечно великое божество Солнце. Жизнь каждого «Я» тоже вечна. Жизнь вечного «я» отождествлялась с Солнцем. Понимание строилось на приятии бесконечности мира предков, которых человек должен был помнить и чтить. Мир предков и Мир Потомков объединились в круг вечный (род). Круг – символ рода. И если человек соблюдал правила, достойно проживал свою жизнь, он входил в круг своего рода. «Хоро»-круг, «коло»- круг. Это гимн в честь Солнца, поэтому круг водили только сильные энергией: девушки от 12 и старше, юноши на 2 года позднее.

2.(видеоряд старинных хороводов)Обсуждения детей.

В старину на Руси очень популярным народным игрищем был хоровод. Были хороводы любовные (выбирали себе пару, семейные (давали силу роду, трудовые (хоровод перед работой). Нам известны хороводы круговые (по кругу) и двухлинейные (напротив друг друга) В хороводных игрищах было слито пение и игра. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.

Игруха пела песню, взмахивая к каждому игроку платком, чтоб становились за ней в хоровод.

3. Когда хоровод набран, начинается игра "Курилка»

Зажигается деревянная палочка или свеча и передается по кругу. У кого потухнет - тот должен выполнить задание (спеть, сплясать, у взрослых - целовать.

Курилка, курилка,

Живот короток

Не помри же ты,

Курилка,

Не заставь меня

Плясать,

Не заставь меня

Плясать,

Всю беседу целовать.

Песня повторяется до тех пор, пока у кого - то из игроков не погаснет огонь на палочке. Он идет исполнять задание, а игра продолжается. Палочку зажигают заново и поют песню.

Слушаем русскую народную песню «Дуня – тонкопряха».Выбираем 2-х человек, они – лицедеи. Они обыгрывают текст песни. Остальные- хор: подпевают под запись песни.

Разбираем с детьми события в песне:

1 Дуня пошла на рынок.

2. Купила 3 пуда кудели.

3. Пряла 3 пуда.

4. Понесла мочити.

5. Встретила кривого Афанасия.

6. Он хотел помочь Дуне мочить рогожу.

7. Дуня отказала, потому что эти полотна мужу на рубаху.

Опрос.

Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Воспитатель. Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства Поводыри с медведями упоминаются в источниках с XVI века, хотя не исключено, что появились они гораздо раньше. Почтительное отношение к этому зверю зародилось еще в языческие времена. Медведь - прародитель. Он - символ здоровья, плодородия, благополучия, он сильнее нечистой силы. Представление с медведем было занятием древним, популярным, если не самым любимым. Известно, например, что Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород гонца с приказом доставить на торжество скоморохов с медведями. А воевода Шереметев самолично наказал протопопа Аввакума за то, что тот выгнал "веселых людей" с медведями.

У скоморохов медведь считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: "А как, Миша, малые дети ходят горох воровать? " - или: "А как бабы на барскую работу не спеша бредут? " - и зверь все это показывал. В конце выступления медведь исполнял несколько заученных движений, а хозяин их комментировал.

"Медвежья комедия" в XIX веке состояла из трех основных частей: сначала пляска медведя с "козой" (козу обычно изображал мальчик, который надевал на голову мешок; сквозь мешок сверху протыкалась палка с козлиной головой и рогами; к голове был приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум, далее шло выступление зверя под прибаутки поводыря, а потом борьба его с "козой" или хозяином. Первые описания таких комедий относятся еще к XVIII веку. Промысел этот существовал долго, вплоть до 30-х годов прошлого столетия.

2. Видеоряд с изображением поводыря с медведем

3. Инсценировка с детьми «медвежьей комедии».

Поводырь.

Расступись народ честной,

Идёт медведюшка со мной!

(Медведь кланяется)

Много знает он потех,

Будет шутка, Будет смех!

Покажи-ка нам, мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

(Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.)

А теперь, Мишенька, покажи нам, как малые детки горох воруют.

(Медведьползёт на брюхе в сторону.)

А что бы ты, Мишенька, сделал с такими детками?

(Медведь подходит к двум мальчикам, вырывает у них горох бросает, топчет. Затем хватает ребят за уши и отводит к взрослым)

Молодец, Мишутка! (Медведь устало садится на пол)

Ух, Мишутка утомился!

И народу поклонился!

(Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя.)

Скоморох.

Ой, девчонки- хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

А как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, только руки сожгла да от дров угорела.

Мишка лизал себе лапу, мотал головой и охал.

Подведение итогов.

1. Воспитатель. С давних времен во многих странах Европы на рождество было принято устанавливать посреди церкви ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастуха, осла и быка. Постепенно обычай этот перерос в некое театральное действо, которое рассказывало с помощью кукол известные евангельские легенды о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Рождественское представление было хорошо распространено в католических странах, в частности в Польше, откуда перешло на Украину, в Белоруссию, а затем, в несколько измененном виде, в Виликороссию. Когда рождественский обычай вышел за пределы католического храма, он приобрел название вертеп (старослав. и древнерус. — пещера). Это был кукольный театр. Представьте себе ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху ящик заканчивался крышей, открытая сторона его была обращена к публике. На крыше — колокольня. На ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный, таинственный характер. Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем — житейские: бытовые, комедийные, порой социальные. И набор кукол для нижнего этажа был обычным: мужики, бабы, черт, цыган, жандарм, причем простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма.

2. Видеоряд с изображением различных видов вертепа

3. Инсценировка с детьми сцен из «Рождественского вертепа»

Рождественский вертеп. Сценарий

Действующие лица:

Рассказчик Мария Иосиф Вифлеемская звезда Ангелы Странствующие волхвы Царь Ирод

Сцена первая

Рассказчик: Однажды в далекой стране встретились три ученых звездочета – три волхва. И явилась им Звезда. Звезда: Следуйте за мною, ученые мужи! Волхвы: Все это не случайно! Эта Звезда возвещает о рождении Спасителя Мира, Царя всех царствующих! Рассказчик: И пустились в путь волхвы, идя вслед за Звездой. Тут волхвы идут за Звездой, шагая на одном месте, а помощники проносят мимо них декорации, изображающие разные страны.

Сцена вторая

Выходит Царь Ирод. Царь Ирод: Куда путь держите, почтенные старцы? Один из волхвов: Звезда возвестила нам о рождении Царя всех царствующих! Мы идем, чтобы поклониться ему и отнести свои дары. Царь Ирод: Царя всех царствующих? Так-так… Хорошо. Когда будете возвращаться обратно, зайдите ко мне и скажите, где вы его нашли. Я тоже хочу ему поклониться… Волхвы уходят, а царь Ирод, выходит на передний план. Царь Ирод: Я – величайший из царей, и никто не сравнится со мною! Ирод уходит.

Сцена третья.

Звезда приводит волхвов к входу в пещеру (это может быть завешенный простынею стол, или шкаф). Дверца медленно открывается и в глубине пещеры все зрители видят ясли с младенцем, сидящую возле него Марию и Иосифа, стоящего чуть дальше. К самым яслям тянут мордочки нарисованные овечки. Волхвы, видя эту картину, падают на колени. В этот момент появляются Ангелы. Ангелы (указывают на младенца): Это и есть Спаситель мира! Можете отдать ему свои дары. Волхвы, подходя по очереди, с благоговением, кладут у ног Марии свои подарки.

Сцена четвертая

Волхвы: Идем теперь и возвестим всем народам о явлении в мир Спасителя! Волхвы выходят из пещеры, а Ангелы идут вслед за ними. Ангелы: Не заходите на обратном пути к Ироду, как обещали. Идите другой дорогой. Волхвы: Так и сделаем. Ангелы снова входят в пещеру. Ангелы: Мария, Иосиф! Вам нужно уходить отсюда, потому что Ирод ищет вас, чтобы убить Младенца. Поезжайте в страну Египет, и пребывайте там до тех пор, пока не получите известие о смерти злого Ирода. Мария с младенцем на руках и Иосиф выходят из пещеры, на сцену выходят так же все участники представления и поют рождественскую песню

Подведение итогов.

Воспитатель. Давным – давно 400 лет назад, когда не родились ещё ваши бабушки и дедушки на Руси ходили скоморохи – кукольники и показывали комедии о Петрушке. А в сказке Алексея Толстого в Италии жил – был столяр Джузеппе. И вот однажды он взял полено и сделал куклуКакая сказка (ответы детей)Какой характер Буратино? (Ответы детей)Такой же весёлый характер имел и любимый герой и скоморохов, дававших представление, и зрителей- Петрушка Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и как выразитель протеста пользовался поддержкой зрителей. В народе его с уважение величали Петром Ивановичем Уксусовым.

Видеоряд изображения Петрушки, а также видов ширм.

В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь, Петрушка и городовой. Сюжеты были самыми обычными: Петрушка женится или покупает лошадь и т. д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом расправы Петрушки были достаточно жестокими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ И ЯРМАРОЧНЫЕ ШУТКИ

ПЕТРУШКА

Действующие лица: Петрушка, Цыган, Доктор, Немец, Капрал, Лошадь, Мухтарка, Музыкант.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ 1

Петрушка. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур (Бонжур - добрый день (фр., славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам бонжур, нарумяненные старушки, моложавые с плешью старички! Я ваш знакомый — мусью фон-гер-Петрушка. Пришел вас позабавить, потешить и с праздником поздравить.

Появляется Цыган с лошадью.

Цыган. Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь-поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка. А тебе какое дело? Уж ты не доктор ли?

Цыган. Не бойся, я не доктор. Я цыган Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!

Петрушка. А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проваливай.

Цыган. Мой знакомый француз Фома, который совсем без ума, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна.

Петрушка. Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Только хороша ли лошадь?

Цыган. Не конь, а диво: бежит-дрожит, спотыкается, а упадет — не подымается.

Петрушка. Ого-го! Вот так лошадь! Какой масти?

Цыган. Пегая с пятнами золотая, с гривою, лохматая, кривая, горбатая — аглицкой породы с фамильным аттестатом.

Петрушка. Ого-го! Такую-то мне и надо. Дорого ли стоит?

Цыган. По знакомству не дорого возьму: триста.

Петрушка. Что ты, дорого просишь?

Цыган. Сколько же дашь, чего не жалеешь?

Петрушка. Бери два с полтиной, да в придачу дубину с горбиной.

Цыган. Мало! Прибавь ребятишкам хоть на молочишко.

Петрушка. Хочешь сто рублей?

Цыган. Экой скупой! Прибавляй больше.

Петрушка. Хочешь полтораста с пятаком?

Цыган. Ну, да делать нечего, по рукам — давай деньги.

Голос Петрушки. Погоди капельку, кошелек затерял, (Появляется с дубиной и начинает бить Цыгана.)

Петрушка. Вот тебе сто, вот тебе полтораста! (Цыган убегает.) Лошадь совсем молодая! Ни одного зуба еще во рту нет, прощайте, ребята, прощай, жисть молодецкая! Я уезжаю. (Лошадь брыкается.) Тпру! Тпру! Стой, погоди! Тише, Васенька, а то я упаду и голову сломлю! (Лошадь сбрасывает Петрушку.) Ой, родимые, голубчики! Смерть моя пришла. Пропала моя головушка удалая!

ЯВЛЕНИЕ 2

Появляется Музыкант.

Музыкант. Не тужи; еще не скоро!

Петрушка. Через двадцать лет, прямо в обед. Да зови лекаря скорей!

Музыкант. Сейчас приведу.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ЯВЛЕНИЕ 1

Петрушка, входит доктор.

Доктор. Не стонать, не кричать, а смирно лежать! Я знаменитый доктор, коновал и лекарь, из-под Каменного моста аптекарь. Я был в Париже, был и ближе, был в Италии, был и далее. Я талантом владею и лечить умею, одним словом, кто ко мне придет на ногах, того домой повезут на дровнях.

Петрушка. Батюшка, господин лекарь-аптекарь, пожалей, не погуби; на дровнях-то меня не вози, а в колясочке!

Доктор. Говори, где болит,— тут или здесь, внутри или снаружи?

Петрушка. Пониже.

Доктор. Здесь?

Петрушка, Чуточку повыше. Поправей, полевей!

Доктор. Экий ты дуралей! То ниже, то выше, то правей, то левей! Сам не знаешь, где болит. Встань да покажи!

Петрушка. Батюшка, лекарь, вставать-то моченьки нет, Все болит. Ой, ой, ой! (Встает, уходит и потом появляется с дубиной, которой и бьет доктора.) Вот тут больно! Вот здесь больно! Ха-ха-ха! Какой любопытный лекарь: все ему покажи! (Доктор скрывается

Подведение итогов.

1. Воспитатель. С конца XVIII века на ярмарке часто можно было увидеть ярко одетого человека, который нес разукрашенный ящик (раёк) и громко кричал: “Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни и девицы, и молодцы и молодицы, и купцы и купчихи, и дьяки и дьячихи, и крысы приказные и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки: и господ и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат”.

Раек пришел к нам из Европы и восходит к большим панорамам. Это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые”.

Раек пользовался большой популярностью в народе. В нем можно было увидеть и панораму Константинополя и смерть Наполеона, церковь св. Петра в Риме и Адама с семейством, богатырей, карликов и уродов. Причем раешник не просто показывал картинки, а комментировал изображенные на них события, нередко при этом критикуя власть и существующий порядок, словом, затрагивая самые животрепещущие проблемы. Как ярмарочное развлечение раек существовал до конца XIX века.

2. Видеоряд с изображением различных видов райка.

3. Инсценировка с детьми.

Подходи, люд честной, люд божий,

Крытый рогожей,

За медный пятак

Покажу все этак и так.

Будете довольны.

Вот французский город Париж,

Приедешь — угоришь.

Ономедни и самому там сенатору Гамбету

Подали карету, —

Дескать, проваливай.

А вот коварный англичан,

Надулся, ровно чан.

Хоша он нам и гадит,

Зато и наш брат русский его не гладит.

Супротив русского кулака

Аглицкая наука далека,

И слова мы не скажем,

Уж так-то разуважим, —

Мокренько будет.

— А вот, судари мои, — долетает до вас голос раешника, — Царство Китай, где продают чай. Здесь представлен китайский город Нанка, откуда получается к нам нанка. А вот смотрите, господа, битва Седан: немцы французов побивают и в плен Наполеона забирают. Французы ружья, сабли положили и пардону попросили.

Подведение итогов.

1. Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи. Строили их прямо на площади, и по тому, как оформлен балаган, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна.

Внутри были сцена и занавес. Простые зрители размещались на скамейках и во время представления ели различные сладости, пышки, а то и щи. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками, а когда появилось газовое освещение, то и газовыми лампочками. Труппа обычно состояла из профессиональных и бродячих актеров. Они давали в день до пяти представлений. В театральном балагане можно было увидеть арлекинаду, фокусы, интермедии. Здесь выступали певцы, танцовщицы и просто “диковинные” люди. Популярным был человек, выпивающий огненную жидкость, или “африканский людоед”, поедающий голубей. Людоедом обычно был артист, вымазанный смолой, а голубем — чучело с мешком клюквы. Естественно, что ярмарку с театральным балаганом простые люди всегда ждали с нетерпением.

Существовали также цирковые балаганы, их актеры были “мастерами на все руки”. Ю. Дмитриев в книге “Цирк в России” цитирует сообщение о приезде из Голландии комедиантов, которые “по веревке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают”.

На протяжении долгих лет своего существования балаганы видоизменялись, к концу XIX века они практически навсегда исчезли из истории русского театра.

2. Видеоряд с изображением различных видов балагана.

3. Инсценирование с детьми сцен из балаган- шоу.

В центре площадки стоит красочный балаган. Во время праздника на нем меняют названия. Первый плакат, укрепленный на балагане: "Вокруг света за 5 рублей". В балаган пропускают две цыганки, которые собирают деньги. Звучат веселые цыганские или русские песни. Возле балагана на возвышении работает Дедок-зазывала, которому принадлежат все слова.

Эй, господа! Пожалуйте сюда! Здравствуйте, жители провинциальные, ближние и дальние! Немцы-лекари, евреи-аптекари, а также косящие под французов, итальянцев и прочих мириканцев! Рассейские баре, казанские татаре! Господам купцам, молодицам, бледнолицым современным девицам - мое почтение!

Эй ты, тама! Протри глаза спьяну! Увидишь наши балаганы!

Эй вы, господа! Подбородки бритые, в зубы битые, по-праздничному скулы сворочены, глаза разворочены!

Эй вы, скупые алтынники, вынимайте свои полтинники и гривны, сейчас увидишь дела дивны!

А кто желает в путешествие "Вокруг света"? Всего за одну монету! Монета целковая, пятирублевая. Проходи, не жалей, на наше чудо поглазей!

^ Цыганки пропускают в балаган по одному человеку. Внутри балагана в центре

стоит табурет. На табурете ярко горит свеча. Человек в черном появляется

из темного угла балагана и со словами: "Путешествие вокруг света начинается" - берет посетителя за руку и обводит вокруг свечи. Затем со

словами: "Путешествие вокруг света окончено, прошу все хранить в тайне" -выводит посетителя с другой стороны балагана. Во время "путешествия" звучит музыка, балаган работает, пока есть желающие, Дедок в это время может отдыхать. После окончания работы балагана вновь появляется Дедок.

Вот что, милые друзья, я приехал из Москвы сюда, из Гостиного двора, наниматься в повара. Только не рябчиков жарить, а с Рыжим по карманам шарить.

Вот моя книга-раздвига (показывает самодельную книжку-раскладушку внушительных размеров с разными карикатурами). В этой книге есть много чего, хотя не видно ничего. Тут есть диковинная птичка: не снегирь и не синичка, не петух, не воробей - тут есть портрет жены моей. Вот, ребята, смотрите: это моей жены портрет, только в рамку не вдет. У меня жена - красавица, увидят собаки - лаются, а лошади в сторону кидаются. Зовут ее Арина, пухла, что твоя перина.

^ Во время этой "речи" Дедка цыганки меняют название балагана на другое: "Обучение угадыванию за один сеанс, цена 5 рублей".

А вот, мои милые друзья, для вас еще балаган-с, обучение угадыванию за один сеанс! Подходи, не ленись, у кого деньги завелись! Господа! Пряники да орех кидать - великий грех. Лучше отдохните да рубликов по пяти мне махните.

^ Снимает шапку, собирает деньги. Звучит музыка, цыганки в это время пропускают

желающих в балаган. В балагане - стол. На столе свеча и причудливой формы флакончик. Звучит таинственная музыка. Появляется человек в маске. Он читает

заклинания, обходит вокруг посетителя, делает несколько пассов над ним, подводит за руку к столу, делает пассы над столом. Затем говорит: "Опустите

палец в сосуд и вы постигнете неизведанное. А теперь вынимайте (делает пассы). Нюхайте, что это?" Посетитель нюхает палец. "Да это же гадость какая-то!" "Вы угадали с первого сеанса. Прошу не разглашать тайну. Вы ее знаете, дайте узнать и другим". Выводит посетителя в другую дверь.

Эх-ма, для ваших карманов столько понастроено балаганов, каруселий и качелий для праздничных веселий. А ну, веселись-шевелись, у кого деньги завелись! Заходи в балаган, увидишь чудо. И заплатить бы не худо!

^ Плакат на балагане меняется на "Желание свободно. Вход 10 рублей".

Игра «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Подведение итогов.

.

Публикации по теме:

Воспитываем любовь к истории своей страныВоспитываем любовь к истории своей страны Ряд мероприятий уже были направлены на воспитание нравственно – патриотических качеств дошкольников, активного приобретения детьми культурного.

Дачные истории. Бочки и бочонкиДачные истории. Бочки и бочонки ДАЧНЫЕ ИСТОРИИ. Бочки и бочонки. Продолжаю публикацию своих материалов из раздела «Дачные истории». На этот раз представляю Вашему вниманию.

Дорожные истории. Сказка по ПДД «Радуга» Сказка «Радуга» В одном большом городе под названием «Радуга» жили дружелюбные, улыбчивые, добрые и милые люди. Сам город был большим,.

Интеллектуальная игра для воспитателей ДОУ «Колесо истории», посвящённая Году истории в России Интеллектуальная игра «Колесо истории», посвященная 200-летию Бородинского сражения Цели: развитие чувства патриотизма и гордости за свое.

Истории из жизни детского сада. Мои мыслиИстории из жизни детского сада. Мои мысли . Приходит сегодня к нам наш психолог и рассказывает: - Работаю 5 лет в садике, а такого еще не слыхала. Одеваем детей (2 года) на.

Из истории ёлочных игрушек Новогодняя игрушка…. Это что-то из детства, из глубин памяти – чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся.

Конспект интеллектуальной игры по истории Москвы «Колесо истории» в подготовительной группе Программное содержание: Закрепить и обобщить знания детей о столице - городе Москве, знать ее достопримечательностях, об истории города;.

Музей истории города Хабаровска — фотоотчетМузей истории города Хабаровска — фотоотчет В своей работе с детьми особое внимание уделяю гражданственно-патриотическому воспитанию. Нельзя любить то, чего не знаешь, поэтому знакомству.

Познавательно-развлекательная игра «Смешные истории». Познавательно-развлекательная игра «Смешные истории». Цель: организовать досуг детей. Задачи: 1. Создать хорошее настроение. 2. Развивать.

Викторина по творчеству А. С. Пушкина «Колесо истории» ВИКТОРИНА «КОЛЕСО ИСТОРИИ» -дети подготовительной гр совместно с родителями Творчество А. С. Пушкина ЦЕЛЬ Воспитание нравственной, творческой.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Праздники
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
НОД по истории русского театра
Опубликовано: 19 марта 2016 в 10:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...