Наталья Долгих
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
▼ Скачать + Заказать документы
Н. А. Долгих воспитатель,
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 126 «Дружные ребята»
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных преставлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В настоящее время интенсивно происходит модернизация образования.
Публикация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Движущей силой развития ребенка является накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе взаимодействия со взрослым. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребёнка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего её в своей деятельности.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Поэтому главная цель моей работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, родному краю, чтобы воспитать ребёнка достойным гражданином России. В связи с этим в работе с детьми мною намечены следующие задачи:
- Содействовать к приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- Способствовать формированию положительного отношения к себе; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и другое); о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределения семейных обязанностей, традициях и другое); об обществе (ближайшем социуме и месте в нём); о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и другое).
В процессе формирования личности и общечеловеческих ценностей значительную роль играет фольклор. Это русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности согласно календарно-тематическому планированию. Традиционными стали тематические недели: «Мой город, моя малая Родина», «Моя семья», «8 марта, о любимых мамах», «Наши папы», «Русское народное творчество». Тематическая неделя заканчивается интересным мероприятием, в котором дети совместно с родителями с удовольствием принимают участие.
В беседах с детьми учу их постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Для этого использую материал из сказок, фольклорных и литературных произведений, бытовых и жизненных событий. Обратила внимание, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных ситуациях, слушают рассказы, сказки, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки.
Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребёнка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть дружно. Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка, например, игры «Природа и человек», «Воздух, земля, вода».
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Воспитывая детское самосознание через знакомство с русской культурой, с национальными игрушками, народными праздниками, которые являются частью культуры нашей страны.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня. Так как то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится в будущем. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. В настоящее время родители всё меньше внимания уделяют детям, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо учить детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу. Стараюсь заинтересовать родителей своих воспитанников, желанием прививать любовь детей к предкам, продолжая лучшие семейные традиции, например «Моя семейная коллекция». Вместе с детьми принимать активное участие в конкурсах «Любимое домашнее животное», «Сказка из овощей», «Новогодняя игрушка», проявлять инициативу, творчество, раскрывать свой талант. Благодаря совместному творчеству, дети испытывают радость и гордость за своих родителей.
Такие формы работы, позволяют активизировать, заинтересовать всех участников образовательного процесса и добиться высоких воспитательных результатов.
Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребёнку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий; формируем у ребёнка представление о человеческом роде, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.