Квашина Татьяна Борисовна
Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани как основа нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани как основа нравственного воспитания».
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю свой опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани как основа нравственного воспитания».
Публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани как основа нравственного воспитания» размещена в разделах
Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо главное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через :
• народный фольклор (потешки, пословицы, сказки);
• народные песни, музыкальные инструменты;
• произведения народного декоративного искусства.
На протяжении 1, 5 лет я углубленно работаю над проблемой приобщения дошкольников к народной культуре Кубани. Цель моей работы – формирование основ нравственного сознания дошкольников путем приобщения к народной культуре Кубани.
Работая по данному направлению, ставлю перед собой следующие задачи:
• Приобщать детей к истокам народной культуры.
• Развивать интерес к народным традициям, обычаям, народному фольклору;
• Показать особенности народного костюма;
• Показать значение народных традиций в формировании основ нравственности.
Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Условно можно сказать, что свою работу я строю в 3-х направлениях:
• Работа по самообразованию;
• Работа с детьми;
• Работа с родителями.
Работа по самообразованию ведётся по плану, который я разрабатываю каждый год. Когда я начала работать по этой теме, то я изучила научную, методическую литературу по нравственному воспитанию детей; изучила опыт работы педагогов дошкольных учреждений г. Армавира-это детский сад №11, детский сад №35; 55, посещала выставки народно – прикладного искусства. Сейчас провожу открытые мероприятия, творческие гостиные, мастер – классы для педагогов и родителей в ДОУ по организации работы с детьми по нравственному воспитанию детей посредством народного искусства.
Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке имеются кубанские костюмы, утварь, рушники, что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В познавательном уголке дети могут посмотреть фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику нашего города, Краснодарского края. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.
Организация деятельности с детьми по Кубановедению предполагает три блока:
-формирование нравственно-патриотических чувств путём знакомства с особенностями истории и культуры родного края;
-ознакомление дошкольников с народными традициями и обрядами. Фольклор;
-знакомство дошкольников с элементами народно-прикладного искусства.
Занятия по Кубановедению включены в сетку и проводятся 1 раз в неделю, начиная с младшей группы. Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время, стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей. Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации. Дети рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью. На занятиях по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Работа по знакомству детей с обрядовыми праздниками ведётся в тесном контакте с музыкальными руководителями ДОУ, которые ведут целенаправленную работу по знакомству с фольклором, разучивая с детьми песни, частушки, танцы. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. У нас регулярно проводятся утренники, праздники, развлечения, на которых звучат песни, разучиваются казачьи народные игры, дети читают стихи о Родной Кубани, о красоте её природы, о любви к ней. Интересно всегда проходят такие праздники, как «Масленица», «Защитники Родины», «Ветераны победы», «Осенняя ярмарка». Детям нравятся эти праздники, они очень красочные, веселые, содержательные. Перед каждым праздником проходит большая предварительная работа – знакомство с предстоящим праздником, его историей, обычаями, обрядами.
Музыкальное искусство является средством воспитания эстетических и нравственных качеств личности. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она побуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище и лучше. Музыкальное искусство должно естественно вписываться в повседневную жизнь каждого ребёнка и постоянно присутствовать в процессе обучения. Ребёнка должна окружать, как сказал Б. Т. Лихачёв, «экологически чистая звуковая аура».
Не менее важным условием для приобщения дошкольников к народной культуре является тесная взаимосвязь с родителями. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах нравственного воспитания. Дети, получившие знания по краеведению, стремятся удивить родных, с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома. Родные тоже включаются в обсуждение, рассказывают о чем-то своем. Таким образом, родители стали моими единомышленниками. Мной и родителями была собрана коллекция глиняной посуды. Руками умелых мам была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносят эти вещи в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям. После ознакомления детей с символикой Кубани, я предложила родителям вместе с детьми придумать герб своей семьи или поселка, где они родились, и где жили их родители. Родители с увлечением и энтузиазмом откликнулись на мою инициативу. Такая связь с семьей меня очень радует, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье. Кроме того укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, что благоприятно сказывается на нравственном воспитании детей.
Необходимо подчеркнуть, что освоение народной культуры – это не проведение отдельных занятий, праздников, не внешние условные знаки определенной этнической культуры, это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа, развитие дружеских отношений между людьми, душевного и духовного общения между соотечественниками. Только тогда работа будет успешна, когда в ней участвуют все: и педагогический коллектив, и дети, и их родители.
И в завершение я хотела бы сказать, что и дикий шиповник и благородная роза – биологически один и тот же вид. Но шиповник вырос так, как это ему удалось, а розу взрастили несколько поколений садовников. Будет духовность и нравственность в каждом из нас, будет забота о человеке с самого раннего детства – больше будет благородных цветов и меньше корявых дичков – «педагогического брака».
Спасибо за внимание.