Елена Анатольевна Борисова
Приобщение дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа, его созиданию и приумножению
▼ Скачать + Заказать документы
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,– говорил А. С. Пушкин, –
определяется отношением к прошлому».
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Публикация «Приобщение дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа, его созиданию и приумножению» размещена в разделах
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Ставя перед собой годовые задачи приобщения дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа я ввела тематический цикл, состоящий из приготовительных занятий, к праздникам «Урожая», «Нового года», «Рождества», «Масленицы», «Дню защитника Отечества», «8 Марта», «Пасхи», «Дню победы» - своеобразная «дорожка» к празднику, помогающая приоткрыть для детей его напутственный смысл. Ведь праздники не просто вносят радость в наши дома. Они сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают смысл, духовной и культурно - исторической традиции нашего народа.
Возникает естественный вопрос: о каком смысле идет речь, если, к примеру, понимание причинно-следственных закономерностей и уроков истории не под силу ребенку-дошкольнику? Конечно, подобное осмысленное отношение – дело, более старшего возраста. В дошкольном же детстве смысл введения в отечественную историю представляется не в том, чтобы знал, а прежде всего в том, чтобы ответить на естественную, зарождающуюся жажду героической романтики, поиска образца для подражания. Такие идеалы, образы истинных героев могут складываться на основе знакомства и проживания событий отечественной истории и русского героического эпоса. Проживания – потому, что ребенку свойственно отождествлять себя с героем, – это чрезвычайно важно для его психического развития и личностного роста. Художественная литература русского народа сказки, былины, малые фольклорные жанры помогают зажечь сердца детей героическими образами Ивана-Царевича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Дуная Иванович и т. д., Я старалась – именно зажечь, а не ограничиться устным сообщением, заполнить пустоту в сердцах и умах детей. То удовлетворение жажде подвига найдено в образах героев русской народной культуры а, не в «Бэтмэне» и «Человеке-пауке» которые сегодня победоносно удовлетворяют потребность детей в героическом.
Работу с дошкольниками в рамках проекта «Приобщение дошкольников к рукотворному художественному эстетическому наследию Русского народа, формирование желания творчески усваивать его, созидать и преумножать.» проводила по следующим направлениям.
• Общие представления о древнерусском искусстве как национальной гордости, его самобытности и неповторимости.
• Знакомство с народными традициями русского народа, его фольклором.
• Ознакомление с многообразием народного промысла русского народа.
• Использование методов и приёмов мастеров национального прикладного искусства.
• Обогащение опыта творческой деятельности, опыта работы с различными материалами и инструментами.
Работая по программе Н. М. Крыловой в своей работе я использовала модель саморазвития (см. методические комментарии к программе).
Творчество – это форма, в которой, человек заявляет о своей индивидуальности. Как же заставить ребёнка дошкольного возраста заявить о себе, если труд не является потребностью для человека, а лишь средством достижения цели. Мне очень помогла «Лесенка успеха».
Н. М. Крыловой. Хочется подробнее рассказать о втором полугодии когда дети уже основательно втянулись в образовательный процесс, появились устойчивые навыки и умения изобразительной деятельности.
Приготовительная работа, к праздникам «Дню защитника Отечества» и «Международному женскому дню» велась как в непосредственно образовательной деятельности, так и в не регламентированных видах деятельности. Первоочередной задачей было увлечь детей историческим прошлым русского народ.
Для того чтобы увлечь детей я включала в занятия просмотр экранизаций русских сказок в которых наиболее ярко был отражён исторический образ русского народа, его быт, уклад жизни, одежда, архитектура, фольклор. Но самое занимательное для детей оказалось знакомство с игрушкой. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Большой интерес вызвали у детей тряпичные куклы, которые служили и оберегом и игрушкой. Они привлекают и простотой их изготовления, что ребята очень быстро освоили.
После каждого просмотра (эпизода из художественного фильма) у нас были нескончаемые дискуссии, я ни когда в жизни не отвечала на столько вопросов, и тут мне пришла в голову такая мысль, а что если дети зададут свои вопросы и родителям. Здесь началось самое интересное приходя в детский сад, дети уже между собой стали делиться найденной вместе с родителями информацией. Рассматривая иллюстрации русских живописцев дети находили сходства с увиденным в фильме, а серьёзные литературные произведения о богатырях земли русской слушались на одном дыхании. (В этот период, я безусловно была артистом а дети очарованными зрителями).
На музыкальных занятиях с музыкальным руководителем Пустовойт Т. А. опыт детей подкреплялся разучиванием произведений фольклорного жанра, ребята многое узнали о русских национальных музыкальных инструментах. Научились исполнять простые музыкальные композиции на ложках, дудочках, рубеле и п. р. На занятиях по физической культуре с Журавлёвой Т. В. дети узнали о подвижных играх русского народа, научились играть в лапту городки и мн. др.
Узнавая об истории своей страны ребята узнали, что испокон веков России нужны были защитники, мальчиков увлекло знакомство с ратным делом, они прониклись изучением доспехов и оружия, а Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич стали истинным примером, мужества, доблести и славы.
А для девочек стало открытием, что богатырями были не только мужчины, но встречались и женщины, тем не менее, женщина оставалась надёжным тылом для мужчины, матерью, кормилицей, хранительницей семейного очага. Девочки были в восторге от ярких нарядов русских женщин, их увлекли модели одежды, головные уборы и бижутерия. Узнали о многослойности одежды, о назначении каждого элемента, какую одежду и головные уборы носили женщины, а какую только девушки. (Период вкусных собеседников. Мониторинга а, б, в, г)
Знакомясь с историей русского народа, дети знакомились с её неотъемлемой частью прикладным искусством, умением создавать предметы быта, посуду, игрушки и оружие.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствовало решению задач, стоящих передо мной в области эстетического воспитания – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему, желанию сделать, что ни будь своими руками. Приближался праздник День защитника отечества, на занятиях по изобразительной деятельности ребята увлечённо рисовали богатырей и русских красавиц. А занятие по аппликации стало очередной ступенькой по «лесенке успеха» где наиболее удачно видна вся модель саморазвития.
1. Я задаю вопрос, что мы сегодня хотим сделать?
Мал. : Ответы мальчиков: Мы хотим сделать доспехи.
Я: Какие?
Мал. : (Полилогом) Щит, латы, шлем.
Я: Ой как много всего? А для чего?
Мал. : Скоро праздник, мы хотим быть богатырями, защитниками!
Я: Да приближается праздник День защитника отечества, и у нас будет утренник. Ребята а для того что бы быть богатырями достаточно надеть доспехи?
Максим Б: Нет, богатыри они сильные, а чтобы быть сильным нужно заниматься спортом.
Я: Молодец Максим, а вот вы сказали что хотите быть защитниками а кого и от кого вы собрались защищать?
Мал. : (Полилогом) Девочек от врагов.
Я: Ну молодцы, молодцы!Значит мальчики будут делать шлемы.
А девочки?
Дед. : А мы будем делать кокошники. Чтобы быть красивыми. Мы песню на празднике петь будем.
Я: А что такое кокошник, без него, что песня не получится?
Маша Г. : Кокошник это русский национальный головной убор…
Таня К. : Мы будем петь русские частушки, сарафаны у нас уже есть а в кокошниках мы будем ещё красивее.
Я: Ну хорошо!
2. Я спрашиваю а из чего делали доспехи?
Коля К. Доспехи делали из железа.
Я: А кокошники?
Дев. :(Полилогом) Из кожи, фетра, дерева, бархата, парчи, украшали, бисером, жемчугом, лентами.
Я: Да, да всё верно. А из чего мы свами будем делать свои изделия.
Дети: Из картона, бумаги, фольги, а украшать будем лентами и бусинками.
3. Я: Какие нам нужны инструменты?
Яна С. : Нам нужны ножницы, клей, кисточка.
Я: А ещё?
Ангелина С. : Клеёнка, салфетка. А ещё нам нужны лекала и карандаш.
Я: Правильно лекало нам нужно чтобы из цветной бумаги сделать ровные и правильные выкройки, ещё в древние века мастера использовали вот такие заготовки чтобы не испортить дорого стоящие материалы такие как парчу и бархат.
4. Как мы это будем делать? Давайте вспомнит одну замечательную пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» Что она означает?
Маша В. Это значит, что нужно, аккуратно резать, отрежешь неровно и получится некрасиво.
Я: Правильно, Машенька, а чтобы правильно отмерить, нужно приложить лекало к листу картона и обвести его карандашом.
Затем приложить лекало к листу цветной бумаги и также обвести.
Точно по линии карандаша вырежем ножницами наши заготовки.
Смажем клеем заготовку из цветной бумаги, аккуратно проложим её к картону, разгладим, промокнём салфеткой, что бы не осталось клея. У нас Должны получиться вот такие основы для кокошника и шлема (показываю образцы). Приступаем к работе.
5. По мере того как дети справились с заданием произвожу оценку на сколько аккуратно сделана работа. Дети подготовительного возраста уже способны критически посмотреть на проделанную работу, по этому неудачно сделанные работы предлагаю переделать завтра с утра. Разумеется на одном занятии дети не успевают сделать украшения да и не стоит к этому стремиться.
Украшательство это творческий процесс, который захлестнул наших детей и занял всё их «свободное время». В групповой комнате были созданы условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности. Прежде всего, это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов.
• Материал для рисования: бумага, простые карандаши, цветные карандаши, ластик, восковые мелки, пастель, фломастеры, акварель, гуашь, палитра, кисти, баночки для воды, салфетки, подставка для кисти.
• Материал для лепки: глина (солёное тесто, пластилин, стеки, доска для лепки, печатки для украшения работ, салфетка.
• Материал для аппликаций: бумага разной фактуры, картон, лоскут, фольга, бисер, кисть, клей, ножницы, простой карандаш.
Последней ступенькой лесенки успеха стали праздники День защитника отечества. На котором, дети продемонстрировали и свои знания о славных традициях русского народа защищать своё отечество, продемонстрировали богатырские доспехи (латы и щиты сделали с родителями, позабавили удалью молодецкой; а в «Международный женский день». На празднике девочки в русских сарафанах и кокошниках собственного изготовления пели русские народные песни и частушки. Мамы получили в подарок бусы, изготовленные детьми в древней технике «Филигрань».
Таким образом, годовая задача по приобщению дошкольников к рукотворному художественному эстетическому наследию Русского народа, формированию желания творчески усваивать его, созидать и преумножать была выполнена. А дополнением стало патриотическое воспитание дошкольников, любовь к своей стране к её истории и культурному наследию.