Надежда Михелева
Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утеряно.
К сожалению, большинство русских людей очень поверхностно знакомо с собственной народной культурой.
Публикация «Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах
Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.
Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.
Исходя из вышесказанной проблемы, я поставила цель: воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа.
Поставила следующие задачи:
1. Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
2. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.
3. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
5. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.
Для реализации выше поставленных задач мной был разработан проект. К участию в данном проекте были привлечены не только воспитатели детей младшего дошкольного возраста, но и музыкальный руководитель, а также родители детей. В течение года дети знакомились с некоторыми предметами русского быта, принимали участие в праздниках и инсценировках. В интерьер группы были внесены некоторые элементы росписи и предметы утвари.
А также в свободном доступе находились элементы русских костюмов, названия и назначение которых объяснялись для детей воспитателем.
Для закрепления полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности знаний мной использовались авторские дидактические игры.
В процессе работы я придерживалась следующих принципов:
1. Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Реализовать его можно, используя в работе наглядность, средства эмоциональной выразительности, игровых моментов.
2. Принцип ориентации на ценностные отношения. В данном проекте подразумеваются культурологические ценности, выработанные русским народом.
3. Принцип природосообразности. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; знать зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
4. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании детей культуры русского народа.
5. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.
6. Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности.
Вся работа была разделена на три этапа.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Включает в себя: выявление проблемы, определение целей и задач, осуществление сбора и обработки информации, выбор оптимальных вариантов решения проблемы, составление плана деятельности.
II этап. Практическая деятельность.
На данном этапе проходит: организация работы через совместную деятельность взрослого и ребенка с применением наиболее эффективных методов и приёмов, организация самостоятельной творческой деятельности детей.
III этап. Анализ проектной деятельности и оценка полученных результатов.
Данный этап подразумевает анализ проделанной работы и соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.
Апробированная на практике система работы с детьми в рамках проекта дала положительные результаты и нашла свое продолжение. Кроме того, я начала активно распространять собственный опыт работы.
В заключение могу сказать, что в результате проведенной мной работы нашел свое подтверждение тот факт, что начинать приобщать детей к русской народной культуре можно уже в младшем дошкольном возрасте. У детей развивается стремление и интерес к познанию культуры своего народа, они узнают в доступной форме о некоторых особенностях жизни русского народа. Также развивается бережное отношение к предметам искусства.