АННА КУРАГИНА
Природоведческая тема в детском чтении
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский. В настоящее время вопрос любви к родине стал особенно актуальным. Это связано не только с политической ситуацией в стране, как это может показаться на первый взгляд, но и с изменениями, происходящими в обществе, отношении взрослых людей (родителей) к теме патриотизма, изменениями в системе образования, в ценностных ориентирах современного общества в целом. На сегодняшний день большинство людей ориентировано на общесемейные ценности, свое благосостояние. За последние десятилетия большинство из нас привыкло к спокойной и мирной жизни, которая повлияла и на чувство любви к Родине. Одна из основных целей обучения литературе – это формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе. Именно на уроках литературы происходит воспитание любви ко всему живому, к живой природе, к своей Родине через волшебный мир слова. Любовь к своей стране – это многомерное понятие. И один из его аспектов воспитание уважительного отношения к природе, заботе о ней, размышление на данную тему. Художественные произведения о природе, а также любое художественное произведение с описанием природы и любви к ней говорит о необходимости и важности любви, уважении и восхищении той страной, в которой живет человек. Любовь к природе формируется с самого раннего возраста, потом имеет свое продолжение в средней и старшей школе. Она развивает учащемся такие личностные качества как великодушие, любовь, ответственность, уважение ко всему живому, способность видеть прекрасное. Также она расширяет его кругозор, учит сочувствию и состраданию, сопереживанию, трудолюбию и стремлению оберегать и заботиться о ней, доброте, справедливости. Описание природы взаимодействия с ней в художественных произведениях формируют личность ребенка, влияют на его духовный рост, настроение, чувственное восприятия, затрагивают струны человеческой души, учат видеть красоту в повседневном. К писателям, которые воспевают любовь к природе и рассказывают о ее красоте относятся И. Соколов-Микитов, М. Пришвин, В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладков, К. Ушинский, Б. Житков и многие другие. Важно научить ребенка не просто знакомиться с произведением, но и учить постигать глубину чувств писателя, а также красоту окружающего мира. Литература предлагает посмотреть на природу как на общечеловеческую ценность, озаботиться состоянием природы, научиться понимать душевное состояние и внутренний мир человека через природу. Часто автор не просто хочет научить любить природу своей страны, но и развить чувство патриотизма. При работе с художественной литературой важно помнить не только о содержании текста, но о том что еще влияет на восприятие учащегося: - эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя и учащихся, визуальный образ. - умение представлять в воображении зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. - осознать влияние на внутренний мир человека. - осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Художественная литература о природе также носит познавательных характер и способствует умственному, творческому и личностному развитию детей, воспитывает познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Именно поэтому необходимо правильно грамотно организовывать работу детей на уроках литературы, ставить новые вопросы, присматриваться к окружающей природе и учиться любить то, что нам дает природа и наша страна.