Папки-передвижки

Приёмы совершенствования письменной речи

Елена Арапова
Приёмы совершенствования письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Приёмы совершенствования письменной речи

Какие принципы, методы и приемы коррекционной работы может использовать учитель для выработки навыков правильного письма? На мой взгляд, при их выборе, основным принципом, взятым учителем на вооружение, должен стать принцип обходного пути, сформулированный Л. С. Выготским, когда в процессе компенсакции нарушенных речевых и неречевых процессов происходит формирование новой функциональной системыв обход пострадавшего звена. Как это может быть применимо к совершенствованию навыка письма? Если ребенок испытывает трудности в формировании правильной письменной речи- условно «нарушенная» функция, необходимо для её «восстановления» в коррекционной работе как можно полнее задействовать все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный, кинестетический- «сохранные» функции. Ведь письмо- это вид речевой деятельности, в которой принимают участие все перечисленные анализаторы. Грамотное письмо зависит не только от того, насколько ребенок знает правила орфографии, но и от умения различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Для того, чтобы написать слово, ребенку необходимо:

Публикация «Приёмы совершенствования письменной речи» размещена в разделах

-определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

- соотнести выделенный звук с определенным графическим образом буквы;

- воспроизвести с помощью тонко координированных движений руки графический образ буквы.

Сколько условий требуется выполнить, чтобы написать слово без ошибок! И требуем ли мы такого внимания к слову во втором, третьем четвертом классе, когда письмо автоматизируется? Опор на анализаторы должен учитываться в коррекционной работе на любом этапе обучения, ведь, по словам К. Д. Ушинского «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого- либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память». Зрительное, слуховое кинестетическое восприятие составляет чувственную базу орфографического навыка.

При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и опознавание орфограммы. С чего же следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для грамотного письма?

Прежде всего, научить слышать звуки, определять их количество, различать гласные и согласные, ударные и безударные, узнавать орфограммы в словах. Психологи доказали, что стоит ребенку один раз написать слово неправильно, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем нужно будет сто раз написать слово верно, чтобы ликвидировать ошибку. Так будет ли верным использовать в коррекционной работе, например, диктант? Отказаться от этого вида письменной работы учитель, конечно не может, но необходимо включить в работу такие диктанты, которые обеспечивают включение в работу различные анализаторы: зрительный диктант, слуховой диктант «с условием». Условия могут быть разнообразными: пишем только гласные, только согласные, пишем ударный слог, ударную букву, пишем все безударные гласные, пишем порядковый номер заданного звука и т.

Другое малоэффективное упражнение для отработки навыка орфографического письма упражнение «Вставь пропущенную букву», ведь такое упражнение автоматически исключает необходимость увидеть в слове «опасное место».

Речедвигательный анализатор включается в работу в процессе проговаривания пишущихся слов. Работами А. Р. Лурия, Р. Е. Левиной и Р. М. Боскис, Л. К. Назаровой бцыло доказано, что четкое проговаривание позволяет уточнять звуковой состав слова, дифференцировать близкие звуки и тем самым делать слышимое слово готовым для записи.

Необходимо чаще демонстрировать ученику образец правильно, красиво написанного слова. Карточки для индивидуальной работы я рекомендую изготавливать с использование рукописного шрифта.

Работа над пониманием смысла слова- одно из условий не только грамотности, но и вообще развития речи. Еще в 15- 17 в. в. существовала сложная система правил, когда, что и как надо писать:»…по разуму пиши, а не махом, пиши, рассмотряя…всяко писание пиши со вниманием- говорил М. А. Ломоносов. Учителю нужно обращать внимание учащихся на то, сто при ошибочном написании слово теряет свой смысл. Также следует добиваться понимания учеником значения любой языковой единицы: части слоа, самого слова, словосочетания и предложения. Попросите ребенка рассказать правило «своими» словами, и станет понятным, насколько он готов применить изученное правило на практике.

Публикации по теме:

Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков Консультация для родителей «Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков». г. Новокузнецк МБДОУ «Детский.

Игровые приемы в коррекции устной и письменной речи. Консультация для логопедов, учителей начальных классов Безрукова И. Н., Бадмаева С. Г., Азангулова Н. И. Игровые приемы в коррекции устной и письменной речи. (методическое пособие для логопедов,.

Деловая игра для учителей-логопедов «Профилактика нарушений письменной речи посредством дидактических игр» Ведущий: Игра - первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надёжным надежным средством социализации.

Приёмы работы по формированию связной речи 1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2. Чтение рассказов или сказок, после.

Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников Пропедевтика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, ведь уже тогда.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 4 класса Настоящая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы, с учетом особенностей детей с нарушением.

Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи К сожалению, среди учащихся начальных классов нарушения устной и письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. Замедленное усвоение.

Развитие речи учащихся 5–7 классов на уроках алтайского языка с целью совершенствования навыков речевого общения 1. Развитие речи учащихся – одна из главных задач преподавания алтайского языка для начинающих изучать язык Свободное владение родным языком.

Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя. ДОКЛАД На тему: «Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя». Воспитатель.

Нарушение письменной речи у младших школьников Речь - это одна из важных высших психических функций человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Письменная речь - одна из видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы совершенствования письменной речи
Опубликовано: 12 марта 2017 в 13:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы совершенствования письменной речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Арапова (УИ 1096754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД