МААМ-картинки

Конспект НОД «Пряничное искусство Севера русского»

Ирина Клим
Конспект НОД «Пряничное искусство Севера русского»

Возраст: средняя группа, 4-5 лет

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность

Цель: развитие интереса детей среднего дошкольного возраста к культуре русского Севера через приобщение к традиционному пряничному искусству в процессе ознакомления с народными календарными праздниками.

Задачи:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

1) воспитывать любовь к северу и традиционным северным промыслам;

2) приобщение детей к традициям родного края;

Публикация «Конспект НОД „Пряничное искусство Севера русского“» размещена в разделах

3) формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине;

4) обучение детей способам взаимодействия со сверстниками.

ОО «Речевое развитие» :

1) знакомить с различными фольклорными формами (пословица, загадка, игра и др.);

2) развивать речь дошкольников путем обогащения их словарного запаса;

3) развитие связной речи дошкольников.

ОО «Познавательное развитие» :

1) знакомить дошкольников с традициями русского народа;

2) познакомить с искусством изготовления северных козуль;

3) развивать воображение и творческую активность детей;

4) познакомить с народной игрой «Сахаринка».

ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

1) приобщать детей к миру народного искусства;

2) учить украшать козули, используя знакомые элементы;

3) формировать умение любоваться результатом своего труда.

ОО «Физическое развитие» :

1) совершенствовать двигательные навыки дошкольников;

2) формировать у детей потребность в двигательной активности;

3) развивать мелкую моторику у дошкольников.

План с указанием тематических блоков и частей занятия, необходимого времени для реализации каждой части:

1. Вводный организационный этап — 1 минута

2. Актуализация знаний —1 минута

3. Восприятие и усвоение нового — 3 минуты

4. Физкультминутка – 1 минута

5. Восприятие нового материала — 5 минут

6. Самостоятельная работа детей – 5 минут

7. Подвижная игра – 3 минуты

8. Заключительная часть — 1 минута.

Вопросы и задания:

- Кто знает, как называется рождественское печенье?

- Откуда появилось такое необычное слово – «козуля»?

- Как вы понимаете эти пословицы?

- Какие элементы используются при украшении?

- Чем украшают козули?

- Что такое противень?

- Для чего используется скалка?

Ход занятия:

1. Звучит музыкальное произведение «Русская плясовая» в исп. ансамбля «Русская балалайка».

Дети сидят на скамейках. Входит воспитатель в народном костюме, с корзинкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки –

Розовые пятки,

Умные головушки,

Звонкие соловушки! (здоровается с поклоном, дети тоже здороваются с поклоном).

2. Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сарафан яркий да нарядный. Скажите, когда надевают красивую одежду?

Дети: На праздник.

Воспитатель: Правильно. А какой праздник мы совсем недавно отмечали?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Как вы дома его праздновали?

Дети рассказывают о праздновании Нового года в семье.

Воспитатель: А в старые времена так же широко отмечали другой праздник – Рождество. Рождество в России всегда праздновали радостно и весело. Накануне украшали дома и улицы. Магазины, лавочки и рынки бурлили: все покупали - подарки и угощения к празднику. И в каждом доме у нас на Севере пекли особое рождественское печенье. Кто знает, как оно называется?

Дети: Козули.

Воспитатель: Конечно. А, может быть, вы мне скажете, откуда появилось такое необычное слово?

Дети высказываются о происхождении слова.

3. Воспитатель: Есть два мнения о происхождении этого слова: первое – слово «козуля» произошло от слова «коза». Даже пословицы есть на эту тему: «Где коза ногой – там сено копной», «Где коза хвостом – там жито кустом». Как вы понимаете эти пословицы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Козу в старые времена очень почитали, уважали. Считалось, что если есть в доме козочка, то будет богатство, достаток. По другой версии слово «козуля» произошло от слова «косуля», т. е. олень. Оленей в старые времена почитали особо. Олень был символом богатства, достатка. Поэтому пряник в виде оленя пекли обязательно.

4. Воспитатель: Давайте с вами немного поиграем.

Физкультминутка «Олененок».

Воспитатель: Представьте себя в виде маленького новорожденного олененка – косули.

- Родился в лесу маленький оленёнок (присели, сгруппировались);

- Лежит он и двигает передними ножками (вытянули руки вперед);

- Травушка – муравушка умыла его своей росой (погладить руки);

- Земля - матушка вдохнула в него силу свою, и поднялся он на ножки (глубокий вдох, встать, руки в стороны, ноги поставить на ширине плеч);

- Потянул шейку к Маме - оленихе, поднял головку (опустили руки, поднимаем голову, вытягиваем шею);

- Стали пробиваться у него рожки (руки сжали в кулачки и через стороны поднимаем вверх, приставляя к голове с приподнятым указательным пальцем, руки опустили);

- С каждым годом рожки у него ветвятся (повторять упражнение, поднимая по 2, 3, 4 пальца) (в 2, в 3, в 4 раза больше стало);

- Вот и стал взрослым наш оленёнок (перекрещенные руки над головой с растопыренными пальцами);

-Копытами землю бьет (садятся обратно на скамейки).

5. Воспитатель: Есть у меня в корзинке для вас загадки. Отгадайте их и узнаете, что нужно для того, чтобы испечь вкусные и ароматные козули (загадывает загадки, после отгадывания показывает иллюстрацию с изображением предмета).

1) Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча (печь).

2) Черный конь скачет в огонь (кочерга).

3) В печку комок, а из печки колобок (тесто).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали!

Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран. Я покажу, как козули изготавливали (воспитатель показывает презентацию о процессе изготовления козуль).

Воспитатель: Выпекание козуль было делом семейным. Мужчины изготавливали фигурные формочки для печенья из полосок железа, замешивали тесто, т. к. оно должно было быть очень густым, и, чтобы вымесить его, нужно приложить силу. Женщины раскатывали тесто и пекли козули. Ну а украшали готовые пряники всей семьей. Рецепт выпечки козуль был у каждой семьи свой, передавали его только по наследству в своей семье. Пекли козули и для себя, и на продажу, и в качестве подарков. Сразу же есть козулю было не принято, ею любовались, выставляя на видное место. Козули очень долго не черствеют, их можно хранить хоть целый год.

6. Воспитатель: А сейчас приглашаю вас, ребятки, украшать наши козули из картона. Посмотрите, какие элементы используются при украшении? (воспитатель показывает иллюстрации с украшенными козулями). Узоры простые, но очень красивые: точки, прямые и волнистые линии, завитки.

Воспитатель: Приступайте к работе, да смотрите, не спешите, чтобы наши козули получились красивые да аккуратные, чтобы их можно было подарить родителям или друзьям.

Самостоятельная работа детей. Во время работы звучит «Русская плясовая».

7. Воспитатель: Пока пряники «пекутся», расскажу я вам про одну интересную игру – называется она «Сахаринка».

Все встают в круг, один - в центре. Его спрашивают: «Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?» Тот, кто в центре, отвечает: «Сердечко болит». Участник игры в кругу снова задает вопрос: «По ком сердце болит?». Водящий отвечает: «По Сахаринке». Остальные игроки советуют: «Ну так бери свою Сахаринку». Все идут по кругу, проговаривая текст, а тот, кто в центре выбирает себе Сахаринку.

Все в кругу произносят текст, двигаясь:

Сахаринка на полу, да на полу,

Не ленива, Сахаринку подними.

Сахар съела, песню спела,

Целовать дружка хотела.

На последних словах водящий и выбранная Сахаринка встают спиной друг к другу. Все считают хором: «Раз, два, три!» На счет «три» двое в центре должны повернуть голову в любую сторону. Если повернулись в одну сторону, целуются. Если не в одну, а в разные расстаются без поцелуя. В центре остается «Сахаринка», теперь уже ей задают вопрос: «Что ты, девица, не весела. Что головушку повесила?» И игра продолжается дальше.

8. Воспитатель: Ну, вот поиграли, можно и подкрепиться – сил набраться (достает из корзинки настоящие козули и угощает ребят).

Воспитатель: Козули из ржаного теста

Как живые по столу скачут,

Раздают хозяевам удачу!

Воспитатель: Пусть и наши козули, которые мы украшали, принесут вам удачу! Вы меня хорошо слушали, надеюсь, многое узнали! Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1) Как называется праздничное северное печенье?

2) Чем украшают козули?

3) Откуда появилось слово «козуля»?

4) Что такое противень?

5) Для чего используется скалка?

Воспитатель: Молодцы, всё запомнили. Спасибо вам за работу. До свидания, ребятки! (прощается с поклоном, уходит под музыку «Русская плясовая»)

Технические средства: слайдовая презентация о процессе изготовления козуль., запись музыкального произведения «Русская плясовая» в исп. ансамбля «Русская балалайка».

Дидактические материалы: иллюстрации с изображением расписных козуль, иллюстрации предметов домашнего обихода, картонные заготовки для росписи, гуашь, кисти.

Предварительная работа: знакомство с пословицами, традиционными северными играми, знакомство с предметами обихода.

Литература: 1. Евтюкова О., Костюкевич Л. Поморские козули. – Мурманск, 1994. – 45 с.

Интернет-ресурсы: 1. https://ru.wikipedia.org

2. https://rodnaya-tropinka.ru

3. https://nsportal.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Трогательное искусство», посещение выставки«Трогательное искусство», посещение выставки Ирина Андреевна – московский скульптор по войлоку, работающий в технике «мокрое валяние». Основатель жанра войлочная скульптура. Сейчас.

Макет «Животные Крайнего Севера»Макет «Животные Крайнего Севера» Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Инновационные.

Искусство КинусайгаИскусство Кинусайга Я бы хотела познакомить вас с такой техникой, как Кинусайга. Как видите, название очень интересное:) Итак, Кинусайга - это искусство из.

Искусство плетения из бисераИскусство плетения из бисера Уважаемые коллеги! Наверное, многие из вас увлекаются рукоделием. Я хочу вам рассказать о плетении бисером. С давних времён женщины украшали.

Искусство релаксаций Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить учителей навыкам психологической саморегуляции. Задачи: освоить приемы релаксации через.

Конспект НОД «Животные Севера» Цель: - закрепить с детьми названия животных Севера, знания их внешних признаков, чем питаются, характерные повадки, знать "семью"; - упражнять.

НОД в подготовительной группе «Краски Севера» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Проект «Народно-прикладное искусство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «сказка» Творческий проект «Народно – прикладное искусство».

Проект: «Жители Крайнего севера» Творческое название: Животные Крайнего севера Воспитатели: Шаламова А. Р, Наботова М. И. возраст: 3-4 года Вид проекта: исследовательский,.

Проект «Животные севера и юга» Проект «Животные севера и юга» Актуальность: Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Пряничное искусство Севера русского»
Опубликовано: 18 ноября 2015 в 22:06
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД