Елена Александровна Кириченко
Проблема неправильного семейного воспитания как фактор расстройств поведения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития нашего общества является распространение расстройств поведения в детском и подростковом возрасте.
В психологической литературе существует множество спорных взглядов на роль психологических влияний при расстройствах поведения в детском возрасте. Нередко психологическая помощь заменяется медицинской, социальной, педагогической.
Публикация «Проблема неправильного семейного воспитания как фактор расстройств поведения у детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Нарушения поведения в детском возрасте имеют разнообразные проявления и причины. Это может быть связано с социальными факторами (проблемы семейного воспитания и особенности социализации ребенка, с биологическими причинами (особенностями конституции, перенесенные черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты и т. д., а так же с биосоциальными факторами, обусловленными как клиническими, так и социальными детерминантами. Все это необходимо учитывать в процессе психологической работы с детьми.
Семья – один из самых главных социальных институтов, является важным фактором социализации ребенка. От семьи зависит, какого члена получит социум. Это является одной из причин того, почему уделяется внимание семейному воспитанию.
Целью данной статьи является поиск путей решения проблемы неправильного семейного воспитания как фактора расстройств поведения у детей.
Изложение материала. В отечественной психологии широко распространена систематика стилей неправильного семейного воспитания детей, предложенная А. Личко и Е. Эйдемиллером. Они выделяют основные формы неправильного семейного воспитания : попустительство, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное вторжение, жестокое обращение, гиперпротекция. Каждый стиль семейного воспитания по-своему отображается на особенностях поведения детей.
К расстройсствам поведения можно отнести : замкнутость ребенка, агрессивность, нервное расстройство, попытки суицида и другие.
В. Гарбузов, А. Захаров, Д. Исаев выделяют три типа неправильного воспитания, которые производят к нарушению поведения у детей : непринятие или эмоциональное отторжение от ребенка, гиперсоциализирующее воспитание, эгоцентричное воспитание.
А. Варга описывает четыре типа отношения родителей к ребенку: авторитарное принятие, отторжение с социальной инвалидизацией и инфантилизацией, симбиотическое, симбиотично-авторитарное.
В наше время проблема жестокости и насилия в детстве во всем мире признана одной из наиболее распространенных. Жестокое обращение с детьми крайне негативно влияет на эмоциональное благополучие ребенка и приводит к психогенному развитию личности. Г. Кемп описал синдром «побитого ребенка», который проявляется в многочисленных патологических симптомах, эмоциональных и поведенческих нарушениях (тревога, страх потери, агрессивность и др.) Другие исследователи жестокого поведения и эмоционального насилия отмечают у таких детей недоверие к окружающим, повышенную агрессивность, трудности в обучении, суицидные попытки.
Дети проявляют все последствия неправильного воспитания в детском саду, затем в школе, университете, на работе, в своей семье. Для того чтобы предотвратить расстройства поведения у детей необходимо изначально, выявить такую проблему, а затем провести семейную психокоррекцию расстройств поведения у детей.
Семейная психокоррекция – комплекс воздействий, направленных на гармонизацию семейных отношений и личной структуры ребенка, а так же на решение актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных нарушенными семейными отношениями.
В основе большинства дисгармоний психического развития в детском возрасте лежат нарушения внутрисемейных отношений. Неправильная оценка родителями личности своих детей, перекручивает восприятие ими своего ребенка, непродуманные действия относительно него, неправильное поведение родителей является причинами многих расстройств поведения ребенка.
Психологическая коррекция нарушений семейных отношений базируется на представлении о семье как о целостной структуре, а так же на предположении, что причины психологических проблем и пути их решения, вследствие взаимозависимой деятельности законов гомеостаза и развития, неразрывно связаны с характеристиками функционирования семьи как открытой системы, которая развивается. Семья функционирует как единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
Ориентируясь на системно-уровневом подходе в психологической коррекции, предложенной И. Мамайчук, в семейной психологической коррекции расстройств поведения у детей выделяет три уровня : общий, специальный и дифференцированный.
Предлагаемый психокоррекционный процесс складывается их трех этапов: наставления и диагностика, собственно коррекция и закрепление.
Семейная психологическая коррекция требует четкой организации. Традиционно занятия проводят с частотой 1 раз в неделю или через неделю на протяжении 6 месяцев (в среднем 14-15 сессий). Общая продолжительность каждого занятия – 90 минут. На коррекционном этапе занятие проводят со всей семьей в течении 3 месяцев, потом в группе, которая складывается с 2 – 3 семей, на протяжении 2 месяцев. После групповой психокоррекции проводят 2 – 3 сессии для каждой семьи с целью закрепления достигнутых результатов внутреннего семейного взаимодействия.
Вывод. На поведение ребенка влияют многие факторы. Одним из главных факторов является семья. В каждой семье устанавливаются внутренние семейные отношения, и родители выбирают стиль, в котором они будут воспитывать ребенка. Неправильно подобранный стиль воспитания может принести ребенку серьезный вред в психологическом плане. В семьях где преобладает авторитарный стиль воспитания, где дети растут в жестокости и эмоциональном насилии, ребенок вырастает с психическими расстройствами, которые проявляются в поведении. В целях решения расстройств поведения у детей целесообразно использовать семейную психокоррекцию. Она проводится как индивидуально с семьей, так и с группой, состоящей из 2 – 3 семей. Выделяется три этапа: наставления и диагностика, коррекция и закрепление.