МААМ-картинки

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Оксана Гудзиева
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Проблема эмоционального выгорания в педагогической профессии. Тренинг: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»

Цель: знакомство педагогов с понятием эмоционального выгорания, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Публикация «Тренинг „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах

За день до проведения практикума педагоги получают для самоконтроля анкету для оценки синдрома эмоционального выгорания (Приложение 1) и анкету методику «Я и моя работа» (Приложение 2).

Французский философ М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие».

Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога, педагога-мастера?

Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня в день испытывает педагог. Научно доказано, что через 20 лет работы в педагогической сфере у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги (не просто так в педагогической профессии пенсионный возраст отличается от других). Эмоциональное сгорание проявляется в не сдержанности, грубости, не уверенности, тревожности.

Что же такое эмоциональное выгорание – развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам и клиентам.

Одной из главных причин эмоционального выгорания является тревожность. Её вызывают многократные неблагоприятные ситуации, которые педагог постоянно переносит.

Нет ни одного человека, который не знакомо чувство тревоги. Волнение – естественный процесс. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой.

Чтобы не жить в состоянии постоянной тревожности, важно научиться экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения

1. Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию.

2. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать. Сложим руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину.

3. Потягивание. Это универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь

4. Улыбка. Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Тренинг эмоционального выгорания.

Ведущий: прежде чем мы начнём тренинг обговорим правила

Введение норм поведения в группе

1.Активность. Если хотите научиться плавать, прыгайте в воду. Тренинг, это родник, но от вас зависит, будете вы пить или нет.

2. Равенство. В тренинге принято отказываться от статусных различий, погружаться в атмосферу психологического равенства и обращаться друг к другу по именам и на «Ты».

3. Психологическая безопасность. В тренинге вам становится известна некоторая информация об участниках, это правило о том, чтобы такая информация оставалась здесь и нигде не обсуждалась.

Для выполнения упражнений группа должна сидеть в кругу

Упражнение «В чём же мне повезло в жизни»

Цель: найти в своей жизни положительные моменты»

Ход упражнения: на листе бумаги каждый пишет 5-6 пунктов о том, в чём же ему повезло в жизни.

Упражнение "Я хороший. Я плохой"

Цель: определение личностных качеств себя плохого и хорошего. Умение принять в себе некоторые плохие черты

Ход упражнения: лист бумаги делится на два столбика. Первый столбик «Я хороший», второй столбик «Я плохой». В каждом столбике пишется по 5 своих хороших и плохих качеств. Далее на столе высыпаются мелкие игрушки (например, киндеры). Каждый выбирает по одной игрушке на каждый тезис (всего 10 игрушек должно быть в итоге, которая по мнению человека наиболее подходит. Затем из 5 «хороших» и из 5 «плохих» выбирается по три игрушки, не смотря на список своих качеств. В итоге остается 6 качеств тех, которые есть на самом деле и плохие качества, которые каждый должен принять в себе.

«Ассоциации с игрушкой»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

«Я подарок для человечества»

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение фразой: «Я подарок для человечества, так как я.».

«Просмотр мультфильма «Кролень» от пиксар»

Цель: путем обсуждения мультфильма поиск позитивного смысла

Подведение итогов занятия

Рефлексия «Мне сегодня.»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня.», оправдались ли ваши ожидания?

Приложения 1

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда Иногда Часто Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

кто закончил отвечать на вопросы анкеты, взгляните на экран. На экране вы видите как подсчитать результаты.

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.

Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику.

Приложение 2

Методика "Я и моя работа".

Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.

1. Мне интересна моя работа

а) да; б) отчасти; в) нет.

2. Меня считают успешным профессионалом

а) да; б) не уверен; в) нет.

3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами

а) да; б) не со всеми; в) нет.

4. Дома я часто рассказываю о своей работе

а) да; б) иногда; в) нет.

5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям

а) да; б) отчасти; в) не совсем.

6. Мне нравится мое рабочее место

а) да; б) не совсем; в) нет.

7. Я получаю удовольствие от работы

а) да; б) временами; в) нет.

8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки

а) да; б) не уверен; в) нет.

9. У меня редко бывают разногласия с коллегами

а) да; б) иногда; в) нет.

10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе

а) да; б) временами; в) нет.

11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я

а) да; б) не уверен; в) нет.

12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе

а) да; б) не совсем; в) нет.

13. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.

14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают

а) крайне редко; б) периодически; в) часто.

15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи

а) да; б) иногда; в) нет.

№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма

ИР 1 4 7 10 13

ПР 2 5 8 11 14

УР 3 6 9 12 15

Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка, возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) - в 1 балл, вариант в) - 0 баллов.

Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.

25-30 баллов - высокий уровень удовлетворенности своей работой

19-24 баллов - уровень удовлетворенности своей работой выше среднего

13-18 баллов - средний уровень удовлетворенности работой

Менее 13 баллов - низкий уровень удовлетворенности работой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 17:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД