Оксана Гудзиева
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эмоционального выгорания в педагогической профессии. Тренинг: «Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания»
Цель: знакомство педагогов с понятием эмоционального выгорания, формирование навыков регуляции педагогов, психоэмоциональных состояний, профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Публикация «Тренинг „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах
За день до проведения практикума педагоги получают для самоконтроля анкету для оценки синдрома эмоционального выгорания (Приложение 1) и анкету методику «Я и моя работа» (Приложение 2).
Французский философ М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие».
Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога, педагога-мастера?
Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня в день испытывает педагог. Научно доказано, что через 20 лет работы в педагогической сфере у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги (не просто так в педагогической профессии пенсионный возраст отличается от других). Эмоциональное сгорание проявляется в не сдержанности, грубости, не уверенности, тревожности.
Что же такое эмоциональное выгорание – развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам и клиентам.
Одной из главных причин эмоционального выгорания является тревожность. Её вызывают многократные неблагоприятные ситуации, которые педагог постоянно переносит.
Нет ни одного человека, который не знакомо чувство тревоги. Волнение – естественный процесс. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой.
Чтобы не жить в состоянии постоянной тревожности, важно научиться экспресс приёмам снятия эмоционального напряжения
1. Йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре- задержка дыхания, четыре секунды выдох). Давайте попробуем этот способ на себе. Расположитесь удобней, закройте глаза, подышите по предложенной схеме, прислушиваясь к своему дыханию.
2. Растяжка. Чувство тревоги «живет» на шее, ниже затылка. Научимся его снимать. Сложим руки «замком» сначала за шеей, отведите плечи назад, напрягите спину, расслабьте мышцы и напрягите снова. Теперь сложите руки «замком» за спиной. Потяните их, снова напрягая и расслабляя спину.
3. Потягивание. Это универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь
4. Улыбка. Попробуйте улыбнуться и зафиксировать улыбку на 10-15 сек. Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.
Тренинг эмоционального выгорания.
Ведущий: прежде чем мы начнём тренинг обговорим правила
Введение норм поведения в группе
1.Активность. Если хотите научиться плавать, прыгайте в воду. Тренинг, это родник, но от вас зависит, будете вы пить или нет.
2. Равенство. В тренинге принято отказываться от статусных различий, погружаться в атмосферу психологического равенства и обращаться друг к другу по именам и на «Ты».
3. Психологическая безопасность. В тренинге вам становится известна некоторая информация об участниках, это правило о том, чтобы такая информация оставалась здесь и нигде не обсуждалась.
Для выполнения упражнений группа должна сидеть в кругу
Упражнение «В чём же мне повезло в жизни»
Цель: найти в своей жизни положительные моменты»
Ход упражнения: на листе бумаги каждый пишет 5-6 пунктов о том, в чём же ему повезло в жизни.
Упражнение "Я хороший. Я плохой"
Цель: определение личностных качеств себя плохого и хорошего. Умение принять в себе некоторые плохие черты
Ход упражнения: лист бумаги делится на два столбика. Первый столбик «Я хороший», второй столбик «Я плохой». В каждом столбике пишется по 5 своих хороших и плохих качеств. Далее на столе высыпаются мелкие игрушки (например, киндеры). Каждый выбирает по одной игрушке на каждый тезис (всего 10 игрушек должно быть в итоге, которая по мнению человека наиболее подходит. Затем из 5 «хороших» и из 5 «плохих» выбирается по три игрушки, не смотря на список своих качеств. В итоге остается 6 качеств тех, которые есть на самом деле и плохие качества, которые каждый должен принять в себе.
«Ассоциации с игрушкой»
Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.
Ход упражнения.
Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
«Я подарок для человечества»
Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте свое утверждение фразой: «Я подарок для человечества, так как я.».
«Просмотр мультфильма «Кролень» от пиксар»
Цель: путем обсуждения мультфильма поиск позитивного смысла
Подведение итогов занятия
Рефлексия «Мне сегодня.»
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня.», оправдались ли ваши ожидания?
Приложения 1
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Почти никогда Иногда Часто Почти
всегда
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
кто закончил отвечать на вопросы анкеты, взгляните на экран. На экране вы видите как подсчитать результаты.
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Существуют методики для более подробной диагностики эмоционального выгорания. Если Вас заинтересовала самодиагностика можно в индивидуальном порядке провести подробную диагностику.
Приложение 2
Методика "Я и моя работа".
Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.
1. Мне интересна моя работа
а) да; б) отчасти; в) нет.
2. Меня считают успешным профессионалом
а) да; б) не уверен; в) нет.
3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами
а) да; б) не со всеми; в) нет.
4. Дома я часто рассказываю о своей работе
а) да; б) иногда; в) нет.
5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям
а) да; б) отчасти; в) не совсем.
6. Мне нравится мое рабочее место
а) да; б) не совсем; в) нет.
7. Я получаю удовольствие от работы
а) да; б) временами; в) нет.
8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки
а) да; б) не уверен; в) нет.
9. У меня редко бывают разногласия с коллегами
а) да; б) иногда; в) нет.
10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе
а) да; б) временами; в) нет.
11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я
а) да; б) не уверен; в) нет.
12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе
а) да; б) не совсем; в) нет.
13. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.
14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают
а) крайне редко; б) периодически; в) часто.
15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи
а) да; б) иногда; в) нет.
№ а б в № а б в № а б в № а б в № а б в Сумма
ИР 1 4 7 10 13
ПР 2 5 8 11 14
УР 3 6 9 12 15
Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка, возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) - в 1 балл, вариант в) - 0 баллов.
Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.
25-30 баллов - высокий уровень удовлетворенности своей работой
19-24 баллов - уровень удовлетворенности своей работой выше среднего
13-18 баллов - средний уровень удовлетворенности работой
Менее 13 баллов - низкий уровень удовлетворенности работой.