Лучший педагог года

Проблемы психического развития детей-сирот с ВИЧ-инфекцией, воспитывающихся в домах ребенка

Светлана Колганова
Проблемы психического развития детей-сирот с ВИЧ-инфекцией, воспитывающихся в домах ребенка

Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность.

В наши дни всё большую часть среди детей-сирот составляют так называемые «социальные сироты». Вопрос о том, какова перспектива развития здоровья ребёнка, рождённого от социально-неблагополучной матери, крайне важен не только для персонала специальных детских учреждений (родильные дома, больницы, дома ребёнка и др., но и для потенциальных усыновителей, а также работников служб опеки.

Публикация «Проблемы психического развития детей-сирот с ВИЧ-инфекцией, воспитывающихся в домах ребенка» размещена в разделах

В большинстве случаев приходится сталкиваться с недостатком данных о биологических родителях таких детей. Их матери не наблюдаются в женских консультациях в период беременности и поступают в родильные дома без каких-либо документов, а после родов исчезают из жизни своих детей. Прогнозировать развитие новорожденного, не имея данных медицинского наблюдения о его матери, очень и очень сложно.

Прерывание контактов с родителями, особенно в раннем возрасте, кардинально меняет жизнь ребенка. Он получает необходимое материальное обеспечение, но не создаются или рвутся эмоциональные и социальные связи, качественно изменяется ситуация развития, все более обретая черты психической депривации.

Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как:

-неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах;

-в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;

-в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

-в бедности конкретно-чувственного опыта детей;

-в недостаточно психолого-педагогической подготовленности воспитателей детских домов, для ребенка и интересов, их безучастном отношении к детям;

-в недостатках программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

-в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения : помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.

Проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т. д.

Процесс социальной реабилитации детей с ВИЧ можно условно разделить на 4 основных этапа:

1 этап. Определение уровня дезадаптации ребенка :

диагностика; ближайшее окружение; места, где ребенок бывает; возможности ребенка (компенсаторные и коррекционные); его реабилитационный потенциал в плане дальнейшего развития; социальный запрос семьи и ожидаемый результат.

2 этап. Конкретные шаги и оказание помощи:

включение ребенка в реабилитационные мероприятия; работа с ближайшим окружением; оказание (актуализация) ситуации; коррекция семейных отношений; совместная работа специалистов и семьи над программой социальной адаптации ребенка.

3 этап. Интеграция:

расширение круга общения (создание интегративной среды) ребенка; повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества — подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения; профориентационные мероприятия.

4 этап. Поддержка:

взаимодействие с органами минздравсоцзащиты; взаимодействие с органами образования; посещение специалистов психолого-медико-социальных центров.

На сегодняшний день вероятность рождения инфицированного ребёнка от ВИЧ-инфицированной женщины составляет около 30%.

При условии проведения беременной назначенных врачом профилактических мероприятий, риск рождения у нее ВИЧ-инфицированного ребёнка снижается до 5-10%. Это означает, что из 100 детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями, 90 будут здоровы.

В большинстве случаев практически невозможно сразу после рождения ребёнка от ВИЧ-инфицированной матери достоверно оценить вероятность его заражения. Для окончательного подтверждения или опровержения диагноза необходимо определённое время.

Часто в крови новорожденных обнаруживаются антитела к ВИЧ, переданные пассивно матерью, которые в дальнейшем исчезают из организма ребенка с его ростом. Это означает, что ребёнок не будет инфицирован.

Возможна другая ситуация, в которой у новорожденного антитела к ВИЧ появляются только через несколько (в среднем 6-12) недель после заражения.

Статистические данные показывают, что у 90% инфицированных антитела обнаруживаются в течение 3-х месяцев после заражения, у около 9% - через 6 месяцев, а у 1% – и в более отдаленном периоде.

Следовательно, существует вероятность проявления ВИЧ-инфицирования у младенца в поздние сроки, а не сразу после рождения.

Дети, ВИЧ-инфицированные матери которых пассивно передали им антитела к ВИЧ, считаются условно больными. Такое состояние, согласно Международному классификатору болезней (МКБ-10, обозначается как неокончательный тест на ВИЧ. Эти дети составляют большинство от числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

С ростом ребёнка происходит разрушение материнских антител и, обычно после 2-х летнего возраста, практически все лабораторные тесты на ВИЧ-инфекцию у них отрицательные. В Москве такие дети по достижению 3-х летнего возраста снимаются с учета. Известны случаи рождения здоровых детей от обоих ВИЧ-инфицированных родителей.

Дальнейший путь ребёнка, оставшегося без попечения родителей, лежит через детское отделение больницы в Дом ребёнка. Усыновление таких детей возможно из любых перечисленных выше учреждений.

Внимательно изучив все медицинские выписки (порой очень скупые, можно составить представление о состоянии здоровья ребёнка. На основании таких данных в большей мере основывается «Медицинское заключение на ребёнка, оформляемого на усыновление».

Все дети, находящиеся в домах ребёнка, должны два раза в год проходить диспансеризацию, к проведению которой привлекаются врачи-специалисты.

Целью диспансеризации является как можно более раннее выявление отклонений в здоровье ребёнка, которые могут привести к возникновению заболеваний. При обнаружении признаков заболевания принимаются меры для установления правильного диагноза.

При необходимости ребёнок переводится в специализированные отделения больницы, диспансера или клинику научных институтов, где он проходит полное обследование и начинает получать необходимое лечение или рекомендации по дальнейшему обследованию.

В случае обнаружения ВИЧ - инфекции, в Москве ребёнок становится на учет в Московском городском центре по борьбе и профилактике СПИДа.

Основным местом пребывания ребенка с ВИЧ - инфекцией остаются детские дома. Чаще всего это детские дома и школы-интернаты общего типа. В учреждениях общего типа еще не сформировалось должное отношение к детям с ВИЧ - инфекцией. Эти дети изолируются от основного детского коллектива, педагогический персонал нередко отказывается идти работать в группу, где есть такие дети.

Исследования показали малую осведомленность участников воспитательно-образовательного процесса в вопросах работы с ВИЧ - инфицированными детьми.

Отсутствие методических разработок и дидактического материала для обеспечения грамотной работы персонала учреждений, где есть такие дети, только ухудшают ситуацию, связанную с необходимостью проведения социально-психологической поддержки ВИЧ - инфицированных детей.

Всего в Москве три специализированных учреждения для ВИЧ-инфицированных детей–сирот. Один из них находится в Сокольниках.

Дети как дети. Голубоглазые, игривые, забавные и очень трогательные. У них есть только одна особенность: все они рождены от ВИЧ-инфицированных матерей. Смотрят сосредоточенно и в отличие от ровесников все больше молчат, ибо поднимать крик по пустякам не привыкли. Такое спокойствие, впрочем, свойственно всем сиротам.

Кому-то диагноз уже поставлен, у других ВИЧ-статус еще не определен. Этим детям даже больше, чем другим нужны материнское тепло и родительская забота.

И сегодня Москва достигла того, что более 60% ВИЧ-инфицированных детей обретают семьи. Это действительно высокий результат, которого пока, к сожалению, не достиг ни один регион страны. И самое главное — ребенку гораздо легче справляться с возникающими проблемами, если он будет ощущать поддержку любящих родителей.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников Актуальность правового воспитания детей сегодня однозначна. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы психического развития детей-сирот с ВИЧ-инфекцией, воспитывающихся в домах ребенка
Опубликовано: 7 октября 2014 в 20:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД