Фанзиля Денисова
Проблемы воспитания и здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в сельском детском саду «Росинка".
Мы, воспитатели, считаем, что здоровье является одним из основных условий, определяющих полноценное развитие ребёнка, потому что именно здоровье индивида позволяет ему полностью реализовать свой творческий потенциал, быть свободным в своей деятельности.
Маленький человечек ещё мало знает и умеет. Многому предстоит научиться, причём учиться у тех, кто опытнее и сильнее.
Публикация «Проблемы воспитания и здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ему приходится доверять внешним источникам информации и полагаться на чужие мнения и суждения. Мы стараемся, чтобы вся многогранная деятельность наших детей была организована так, чтобы они могли не только сохранить, но и укрепить здоровье.
Проблема сохранения здоровья должна в настоящее время поставлена на одно из важнейших мест в деятельности любого дошкольного учреждения.
Медицинские работники утверждают, что человек появляется на свет с запасом сопротивляемости, устойчивости. Но чтобы всё сохранить надо умело ими пользоваться.
Существует метод, который одинаково способствует и укреплению здоровья ребёнка, и правильному его воспитанию. Это – соблюдение режима дня. Детям, соблюдающим режим, обычно не свойственны капризы. У них формируется представление о том, что всему есть своё время, место, мера. Ребёнку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дают и семья, и педагог.
Но хочу отметить, что воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.
Далеко не у всех родителей хватает терпения, выдержки, чтобы систематически закаливать ребёнка. Воспитание детей в тепличных условиях свойственно многим семьям. Страх перед болезнью ребёнка заставляет оберегать его от всего, что кажется опасным: ветра, дождя, даже свежего воздуха. Появляется изнеженность и как следствие- низкая сопротивляемость, склонность к простудным и другим заболеваниям. Избыток опеки и заботы делают их малоинициативными, нерешительными.
Постоянное изнеживание не способствует нормальному развитию нервной системы ребёнка, но тяжелее сказывается на психике другая особенность воспитания - излишняя резкость. Родители устают от бесконечных капризов ребёнка и его начинают бранить, под горячую руку наказывают, а потом снова балуют. При этом ребёнок станет неуравновешенным, и у него будут происходить нервные срывы, частые смены настроения.
Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально только при правильном воспитании и хорошо организованном уходе за ними.
Чем меньше ребёнок, тем быстрее наступает утомление нервных клеток, которое снимается только сном. В этом физиологическое значение сна: без него нарушается деятельность всех органов и систем организма, поведение малыша.
В век прогресса информационных технологий почему-то мало уделяется внимания проблемам здоровья детей. И это видно по показателям медосмотра в детских учреждениях. Взять к примеру наш сад. Из 75 человек только 1 ребёнок относится к 1 группе здоровья. Ко 2 группе – 73 ребёнка, к 3 группе – 1 ребёнок.
Основными показателями физического развития ребёнка являются не только масса тела, рост, окружность головы, груди, но телосложение, осанка, размер стопы. У 35 малышей наблюдается плоскостопие, у 25 человек – сколиоз, так же у 25 человек зафиксированы неврологические заболевания, у 29 человек – лор заболевания. Как видим, картина неутешительная.
Частой причиной сколиоза является мышечная слабость.
Занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют мышцы, связочно-суставной аппарат, содействуя устранению сколиоза. Большое значение имеет наблюдение за правильной осанкой детей дома во время еды, проведения игр и занятий.
Причиной плоскостопия является перегрузка мышечно-связочного аппарата непосильной тяжестью, а также неправильная обувь, не соответствующая форме стопы. При ходьбе и стоянии при таком заболевании быстро наступает утомление, появляются мышечные боли.
Большое значение для предупреждения и лечения этих заболеваний имеют массаж и специальная гимнастика, которые мы советуем проводить родителям.
Массаж улучшает циркуляцию крови, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает тонус мышечной системы, эластичность и сократительную способность мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата. Массаж необходимо сочетать с корригирующей гимнастикой, специальными упражнениями на развитие. Например, при плоскостопии очень полезна езда на велосипеде, педали которого имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы. Полезны плавание, ходьба по песку, гальке, лазание по канату, специальные упражнения: сжимание пальцев стопы «в кулак», хлопки подошвами, поднимание мяча, перекладывание стопой мелких предметов. Очень жаль, что в детском саду нет возможности заниматься плаваньем и массажем.
Необходимо помнить, что плоскостопие и другие заболевания опорно-двигательного аппарата будут прогрессировать, если не принимать никаких мер, но этого можно избежать и даже в запущенных случаях полностью излечить.
У нас в саду дети часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребёнка и часто становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.
Мы выбрали основное средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Разумное использование воздуха, солнца и воды помогает закаливать ребёнка, выработать у малыша приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.
Конечно же, закаливающие процедуры прекращаем при повышенной возбудимости или если ребёнок заболел.
Физические упражнения с детьми мы проводим в виде имитационных движений и игр, в которых ребёнок стремится по указанию произвести знакомые ему образы. Физические упражнения для детей строго дозируются в соответствии с их возрастом. Прежде всего используются те упражнения, которые способствуют совершенствованию основных движений: ходьбы, бега, лазанья, метания, прыжков, способности поддерживать равновесие тела.
Можно утверждать, что уверенность в своих силах делает ребёнка более инициативным, смелым и самостоятельным.
Занимаясь с ребятами, мы подбираем такие сочетания игр и упражнений, которые способствуют гармоничному развитию всех мышц тела. Не перегружаем детей тяжёлыми, трудновыполнимыми упражнениями.
Мы, воспитатели, советуем родителям ни в коем случае не упрекать малыша в неловкости, в неповоротливости. Дети не виноваты: их мышцы порой им не подчиняются, нет необходимых двигательных навыков, не могут управлять своими движениями.
В настоящее время многие семьи имеют у себя дома компьютерную технику. Использование их связано со значительной эмоциональной и зрительной нагрузками. Изменяются температурно-влажностные и химические характеристики воздуха, уровни шума, электрического и радиационного поля. Всё это может привести к ухудшению внимания, головным болям, ухудшению зрения и общему утомлению. Здесь необходим высокий контроль со стороны взрослого.
Проблема здоровья существует не только в нашем саду, она глобальна. Для её решения в первую очередь необходимо создать условия для роста здорового поколения.
Нет, пожалуй, таких родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети были крепкими, здоровыми. И только совместный труд родителей и педагогов принесут положительный результат в воспитании детей.