Надежда Ковешникова
Доклад «Автодром» — коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
(для педагогов, реабилитологов, и медицинских работников)
Что такое «автодром»
для детей с ограниченными возможностями.
Докладчик
Воспитатель: Ковешникова
Надежда Пантелеевна
сентябрь 2012г.
«Автодром»
Публикация «Доклад „Автодром“ — коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Автодром – это коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями. Эти занятия предназначены для детей от 3-х до 8-ми лет. Они способствуют развитию мыслительной деятельности, развитию речи, навыков общения, развитию двигательных навыков, развитию ориентировки в пространстве, расширению знаний об окружающем мире. Игровые занятия на автодроме способствуют эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми при решении возникнувших проблемных ситуаций.
Занятия на «автодроме» можно проводить как в помещении, так и на улице, учитывая определё нные требования:
1) Площадь выбранного места должна быть не менее 50 м2;
2) Выбранное место не должно быть многолюдным, а если занятия проводятся на улице – то не должно соединяться с проезжей частью;
3) Освещение дневное, допускается дневной свет;
4) Пол или земля должны иметь ровную поверхность;
5) Рост детей от 90 до 130см;
6) вес до 40кг.
Полный курс коррекционно-развивающих занятий состоит из 4-х этапов, на освоение которых каждому ребёнку требуется различное количество времени, для освоения этих этапов. Это связано с индивидуальными возможностями ребёнка (степенью интеллектуальной недостаточности, тяжестью поражения двигательной сферы и т. д., а также специфическими нарушениями психического развития при различных нозологиях. Необходимое количество занятий для прохождения курса определяется индивидуально, примерно 10 – 30 занятий.
Коррекционные занятия, направленные на освоение навыков управления электромобилем, элементов фигурного вождения, освоений правил дорожного движения проводятся индивидуально. Продолжительность индивидуального занятия 15 – 20 минут, занятия проводятся 2 – 4 раза в неделю. После освоения навыков вождения электромобиля можно приступать к групповым занятиям, которые представляют собой сюжетно-ролевые игры. Ход каждой игры позволяет не только закрепить полученные навыки вождения, лучше усвоить правила дорожного движения, но и предполагает решение различных проблемных ситуаций. Например: транспортировка больного в больницу, или посещение больного на дому, необходимо добраться до определённого адреса, полученного по телефону. Ребёнок получает адрес и маршрут продвижения по ориентирам, он может спрашивать подсказку у «прохожих». Например: доехать до светофора, повернуть на право, ехать мимо школы, мимо детского сада, остановиться возле многоэтажного дома. Можно сесть в такси и попросить отвезти в магазин или музей, аптеку, а потом вернуться на прежнее место.
Составляя план коррекционо-развивающих занятий, надо учитывать психические и физические возможности ребёнка, поэтому педагог работает в тесном контакте с врачом (медицинским персоналом, психологом, логопедом, которые дают рекомендации педагогу. А также они осуществляют контроль за психическим и физическим состоянием ребёнка. В рекомендациях для педагога, специалисты – врач, психолог, логопед указывают психические и физические процессы и функции, над развитием которых необходимо работать, а также указывают особенности поведения ребёнка и уровень нагрузки на занятии. Внимание детей с ограниченными возможностями неустойчиво, т. е. они не могут долго сосредоточиться на одной деятельности и отвлекаются на посторонние раздражители. В связи с этим оптимальная продолжительность коррекционного занятия 15 – 20 минут. Необходимо учитывать, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладает зрительное внимание, поэтому большие объёмы словесной информации вызывают быстрое утомление. Педагог на занятиях должен продумывать инструкции, давать их в максимально возможной короткой форме. Если объём внимания ребёнка меньше возрастной нормы необходимо дробить инструкции, т. е. ребёнок сначала выполняет не все действия, а последовательно отдельные этапы. Устойчивость внимания можно скоррегировать при помощи изменения характера деятельности: 1) дети уравновешенные, с устойчивой нервной системой более устойчивы в процессе свободной деятельности, педагог может дать им задание и предложить самостоятельно разбить на этапы, чтобы достичь конечной цели (от 6-ти лет);
2) дети с задержкой психического развития, умственно отсталые, гиперопекаемые, значительно лучше удерживают внимание, если их деятельность организована взрослыми, т. е. педагог сам разбивает задание на этапы и предлагает ребёнку выполнить их поочерёдно;
3) у астеничных детей (с высокой умственной утомляемостью, с замедленным переключением деятельности) и некоторых детей с ДЦП устойчивость внимания невысокая. Следовательно, им необходимы небольшие перерывы после выполнения каждого задания.
Если у ребёнка уровень концентрации внимания низкий, то таким детям лучше вначале выполнять инструкции по показу. У детей с РДА часто повышенная тревожность, они могут испугаться громких, резких звуков, поэтому на занятиях следует извлекать из рулевого колеса звуковой сигнал. Дать возможность послушать звуки движущегося электромобиля и понаблюдать за процессом езды другого ребёнка.
Педагог, проводящий коррекционно-развивающие занятия, должен вести журнал наблюдения за ребёнком и фиксировать динамику курса занятий, а так же поведенческие особенности ребёнка.
Педагог, который будет проводить занятие должен расположить к себе ребёнка, наладить эмоциональный контакт с ним.
Этапы коррекционно-развивающих занятий на автодроме.
1 этап:
Ознакомление ребёнка с электромобилем (корпус, колёса, руль, панель с приборами, ключ, педаль движения, переключатель скорости, ремень безопасности, сидение водителя и пассажира, капот, мотор, багажник с инструментами). Занятие вначале проводится с выключенным питанием, а затем с включенным. Ознакомление ребёнка с правилами безопасности при посадке в машину и при езде.
2 этап:
Обучение навыкам вождения электромобиля, а именно приводить машину в движение, тормозить, управлять при помощи руля. Езда по прямой дороге и по кругу, использование светофора.
3 этап:
Занятия направлены на совершенствование навыков управления электромобилем. Езда с одной рукой, фигурное вождение, езда на второй скорости.
4 этап:
Сюжетно-ролевые игры с использованием дорожных знаков и других атрибутов. Групповые занятия.
Задачи коррекционных занятий на автодроме.
1. Повышение уровня понимания инструкций;
2. Выполнение действий по показу;
3. Выполнение действий по показу;
4. Развитие внимания;
5. Развитие памяти;
6. Развитие пространственных представлений;
7. Развитие зрительно-моторной координации;
8. Развитие крупной и мелкой моторики;
9. Развитие хвата;
10. Развитие игровой деятельности;
11. Развитие коммуникативности;
12. Развитие сенсорного восприятия.