Ольга Павлова
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
11. В качестве перехода к практической части можно использовать обращение к опыту родителей. Например: «Вспомните, пожалуйста, что вы говорите своему ребёнку, когда он ….»
Методы практической части собрания.
1. Работа в микрогруппах
Очень эффективная форма организации родителей. Это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику собрания. Вариантов деления на микрогруппы очень много. Какие, например?
Публикация «Консультация для педагогов „Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме“ (часть II)» размещена в разделах
Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Педагог прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники объединяются в группы. Либо при входе в группу, каждый родитель берет со стола цветовой жетон.
Собери пословицу. Раздаются фрагменты пословицы, все фрагменты раскрашены в разные цвета. Например 1 – в красный, 2 – в зеленый, 3 – в желтый. Нужно собрать пословицу. В результате получится несколько групп, в зависимости от количества пословиц.
Клад. В емкости с сыпучим материалом (песок, крупа) спрятаны фишки или какие-либо предметы нескольких видов, по количеству микрогрупп (две-три). Родители достают фишки и делятся на группы.
2. Предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения
Педагог предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Родители высказывают и обосновывают свое отношение к ним.
3. Анализ педагогических ситуаций
4. Прием «Острое блюдо», «Клубок вопросов», «Конверт дружеских вопросов»
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа 1-3 минуты.
5. Анализ детских рисунков
Такое задание способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка, осознанию собственной позиции принятия ребенка, эмпатического взаимодействия с ним. Например, в ходе круглого стола в подготовительной группе, я использовала рисунки детей на тему «Я в школе», родителям предлагалось проанализировать рисунки и ответить на ряд вопросов. Такой метод эффективно повышает эмоциональную чувствительность родителей к значимым переживаниям ребенка.
6. Работа с карточками – фразами.
В рамках этого же круглого стола был реализован данный метод. Я раздавала корточки веером, тыльной стороной вверх. На карточках были написаны фразы, часто употребляемые взрослыми. Участникам предлагалось попробовать предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него.
7. Анализ мотивов детского и родительского поведения;
8. Анализ литературных произведений и мультипликационных фильмов, в которых затрагиваются проблема собрания;
9. Моделирование, проигрывание ситуации.
«Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу»
10. Игровые методы («волшебный микрофон», «передай мяч», «собери гроздь винограда», «собери пирамидку»)
На семинаре практикуме «Поощрение и наказание» в средней группе, я использовала упражнение «Гроздь винограда». Это моя модификация игры «Собери пирамидку». Почему именно гроздь – потому что этому упражнению предшествовала притча о воспитании, про лозу винограда.
Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.
И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Суть этих упражнений в том, что родитель берет ягодку, колечко пирамидки, или еще что – то, зависит от вашей фантазии, и помешает ее в гроздь, называя качество, которым он хотел бы наделить своего ребенка?
11. Психологические игры и упражнения (Игра «14 предметов», упражнение на «принятие», «Портрет моего ребенка», «Перевертыши», «Рисуем Строго родителя»).
На семинаре практикуме «Поощрение и наказание» в средней группе, я использовала игру «Перевертыши». Суть игры – повернутся к детям – куклам лицом, для этого нужно было поменять «Ты – высказывания», написанные на бумаге на «Я – высказывания». Игра помогла родителям понять, что когда они используют ты – высказывания, они, образно говоря повернуты спиной к ребенку – не видят его чувств и поступают авторитарно. И в ходе данной игры они научились использовать я – высказывания.
Упражнение «Праздник хвастунов». В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску все новых своих вкладов в групповой процесс.
Упражнение «Рисуем Строго родителя». Микрогруппы, состоящие из 3-4-х человек получают листы бумаги, краски – и задание изобразить «Строгого», не переговариваясь друг с другом.
Упражнение «Портрет моего ребенка». Обсуждение, составление группового портрета.
Цель: Помочь родителям увидеть положительные стороны ребенка. Родители самостоятельно «рисуют» психологический портрет своего ребенка. Далее происходит анализ полученных данных и создание коллективного портрета.
В две колонки родители выписывают положительные и отрицательные качества своих детей.
Упражнение на «принятие»
Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция: задумать предмет из тех, которые находятся в помещении, и место, на которое необходимо его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах:
1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;
2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации, а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т. д.).
Обсуждение:
– Как вы чувствовали себя в своей роли?
– Какие чувства вызывала у вас реакция группы?
– Как вы чувствуете себя сейчас?
– Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.
Игра «14 предметов» Цель: создание условий для понимания разнообразия норм и взглядов, ценностей и позиций разных людей.
Описание игры
Предварительно педагог подготавливает и собирает вместе несколько предметов (в данном случае 14, которые можно встретить дома у каждого человека. При этом они не принадлежат к одной и той же сфере использования (учеба, работа, быт и т. п.). Таким образом, получается набор предметов, напрямую не связанных между собой, например: ножницы, тетрадь, маркер, фотопленка, зубная щетка, кнопки, бутылка, перочинный нож, магнит, пилка для ногтей, полиэтиленовый мешок, плоскогубцы, моток веревки, газета. Пред началом игры все 14 предметом хаотично разбрасываются вокруг стула, стоящего в центре комнаты.
Правила игры:
• Участники входят в комнату и садятся, размещаясь вокруг описанной выше композиции.
• Педагог поочередно задает вопрос: «Как вы считаете, что вы видите перед собой?», - при этом ответ должен быть получен от каждого из участников. Ответы на вопрос могут быть разными, но в них, как правило, обязательно звучат слова «хаос», «беспорядок».
• Педагог соглашается с тем, что это беспорядок и предлагает всей группе навести здесь порядок, соблюдая два условия:
• Участники не должны общаться вербально;
• На наведение порядка дается ровно 10 минут.
• При анализе игры необходимо детально восстановит ход событий. Затем педагог задает по кругу еще один вопрос: «Можно ли назвать порядком то, что вы видите перед собой?"»
• Для активизации дискуссии можно задать и другие вопросы:
• Почему конечная композиция выглядит именно так?
• Чем руководствовались участники при наведении порядка?
• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение других?
3– заключительная часть. СЛАЙД 11
Вербальные формы обратной связи
1. Игра «Слово дня»
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
2. Блиц – опрос
Педагог задает вопросы по теме собрания, а родители дают быстрые и короткие ответы.
3. «Полезный совет»
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет какому-нибудь
участнику. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
4. Игра «Чудесная сумка»
Педагог предлагает участникам собрания ответить, что они хотели бы положить
в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.
5. «Незаконченные предложения»
Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, - это…
Сегодня мне стало понятно, что…
6. «Праздник хвастунов»
Каждый участник говорит, чему он научился. Обязательно начинать нужно с фразы: «А я сегодня…» Или модификация – говорит, что он сегодня сделал для получения общего результата.
Образные формы обратной связи
7. «Рисунок дня»
Родители выражают свое отношение к собранию с помощью соответствующего
рисунка, поясняя, при необходимости его смысл.
8. «Цветные полоски»
Выражают отношение родителей к собранию, его эффективности, полезности дня них.
9. «Снежинка»
На каждом векторе родители отмечают в баллах:
* интерес, * полезность информации,
* степень трудности заданий, игр, упражнений; * новизна, * отношение к заданиям (эмоциональное, * самореализация, самооценка,
10. «Пиктограммы» (смайлики)
Оценочная анкета
11. Бланк анкеты
12. «Тройная оценка». Дается бланк, разделенный на 3 части. В 1 части – отмечается то, что понравилось, во 2 – что не удовлетворило, а в 3 – предложения по повышению эффективности. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей
В целом, это те основные моменты, которые позволяют создать доверительную атмосферу на собрании, способствуют повышению психолого-педагогической компетенции родителей, и активизируют группу на совместную работу.