Получи документы

Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников

Людмила Таюрская
Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Помня о взаимосвязи движений пальцев рук с речевыми центрами в коре головного мозга, нужно позаботиться о своевременном развитии речи ребё нка уже с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Публикация «Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников» размещена в разделах

Дети с особенностями в развитии в большинстве своём пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым, в этой ситуации, необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Основной формой воздействия на ребёнка в детском саду являются организованные занятия. Однако с детьми с особенностями развития более эффективным является индивидуальная работа, где ведущая роль принадлежит взрослым. Вся работа строится на результатах диагностического обследования каждого ребёнка, учитываются индивидуальные трудности в развитии. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения и применения таких методических приёмов, которые привлекают внимание и заинтересованность каждого ребёнка.

Совместно с логопедом подобрала и адаптировала для детей коррекционной группы система физкультминуток и динамических пауз. Разработана система занятий с использованием пальчиковых игр, элементов логоритмики для детей с ДЦП.

Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности широко использовались игры со стихами, сопровождающиеся одновременным выполнением движений (с начала пассивным, затем пассивно-активным, и наконец, активным). Все игры подобраны с учётом уровня двигательного развития детей.

Использовались различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождали действия ребёнка и взрослого не только на занятиях, но и в режимные моменты. Всё это, в свою очередь, способствовало созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувства ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом.

Регулярные упражнения с металлическими и каменными шарами улучшали память, умственные способности ребёнка, устраняли его эмоциональное напряжение, развивали координацию движений, силу и ловкость рук. Для таких упражнений удачной находкой оказались грецкие орехи, «ёжиками» - мячики массажёры, мячики различной величины.

Развивающая среда группы дополнилась уголком для развития мелкой моторики, куда вошли:

- всевозможные игровые массажёры;

- бусы из разного материала (тесто, дерево, пластмассы);

- тренажёры из пуговиц, шнуровки;

- пособия из природного материала (шишек, камней, песка, воды и крупы).

Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребёнка дошкольника. Изучив работы таких авторов, как Е. Н. Лебедева, Ю. В. Захарова по использованию нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития, мы стали использовать на занятиях по рисованию следующие нетрадиционные техники:

- монотипия;

- рисование под музыку;

- техника (печатания листьями);

- техника рисования нитками;

- техника печатания бумагой и т. д.

Эти приёмы и материалы не требуют высокого уровня владения карандашом и кистью, поэтому в процессе работы в этом направлении у детей активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти) зрительно- двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с интеллектуальной недостаточностью.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивались ориентировочно- исследовательская деятельность детей.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети узнавали её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогали игры с цветом. Всё необычное привлекало внимание детей, заставляло удивляться. В результате повысился уровень познавательного интереса, дети стали задавать вопросы педагогу, друг другу, происходило обогащение и активизация словарного запаса.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывала радостное настроение у детей, снимала страх и неуверенность перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Для расширения кругозора детей с помощью родителей в группе собрана коллекция учебных и познавательных видеофильмов и аудио записей:

- «Пальчиковые игры»;

- «Азбука- малышам»;

- «Арифметика- малышам»;

- «Сказки разных авторов».

Развивающая среда в группе создана таким образом, что она наиболее оптимально способствует коррекции нарушений у детей. Удобно расположенные зоны:

- оформила уголок «Три поросёнка»;

- игровая зона мягких модулей;

- зона для отдыха, релаксация, уединение;

- зона двигательной активности.

В результате применения такой системы работы с детьми, в которую вошли обогащение эмоциональной сферы ребёнка, предметно- развивающей среды с учётом особенностей развития детей, использование подручных и природных материалов в индивидуальной работе, можно утверждать об её эффективности. Этот факт подтверждается данными диагностических обследований детей. У детей, по сравнению с первоначальным обследованием, повысился познавательный интерес к окружающему и эмоциональный отклик на продуктивные виды деятельности, дети стали проявлять более активную заинтересованность в занятиях со взрослыми, а самое главное, заметно улучшилась речь - дети свободно задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно что-то объяснить или рассказать, повторяют заученные стихи, потешки, воспроизводят знакомые песенки.

Публикации по теме:

Готов ли ребенок к школе? Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. В школе большая нагрузка ложится на.

Подготовка руки ребенка к письму! Как часто приходиться слышать от учителей: "Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 12:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД