Марина Борискина
Проект «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема: «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольника».
Выполнила:
М. В. Борискина,
воспитатель МБДОУ № 13 «Солнышко»
г. Алатыря
Проблема:
В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Причины:
Публикация «Проект „Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Устное народное творчество
- Темочки
*Дети поступили в дошкольное учреждение из семей, различных по социальному статусу, нравственным идеалам.
*Не владение родителями и детьми нравственными ценностями, такими, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание и т. д.
Ситуация минус:
1. Дети не умеют слушать друг друга, не умеют чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение.
2. Дети не знают нравственных норм и правил, поэтому не способны чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям.
3. Нет достаточно тесного контакта между детьми и родителями.
Ситуация плюс:
1. Родители желают активно участвовать в жизни детского
сада, группы.
2. Дети любознательны, активны. С интересом слушают сказки, сопереживают героям произведений.
Цель проекта :
*Способствовать развитию духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей.
*Сплотить детский коллектив и коллектив родителей. Способствовать установлению взаимопонимания между детьми и родителями.
Задачи проекта :
1. Сформировать и закрепить знания детей об основных духовно-нравственных понятиях. (доброе слово, добрые дела, семейные традиции и т. д.).
2. Развить систему духовно-нравственных ценностей личности ребенка через устное народное творчество.
3. Сформировать эмоционально-образное восприятие ближней и дальней среды развития (Почему мир называется добрым? Какими словами можно наполнить образ мамы).
4. Сформировать личностное отношение к окружающему миру (Кого можно назвать верным другом? Какие добрые слова помогают в жизни).
Тип проекта :
• По характеру: педагогический.
• По количеству: коллективный
• По длительности: продолжительный
Предполагаемый результат :
Младшая группа:
С детьми и с родителями:
1. Подведести детей и их родителей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека. Научить детей умению слушать доброе слово и вовремя его произносить.
2. Посредством знакомства с русскими народными сказками донести до восприятия ребенка то, что:
-Жизнь – великий дар, особая ценность.
- Мир полон чудес. Разглядеть их, познать, приобщиться к ним – наша задача.
- Каким образом я смогу сделать мир чище светлее и добрее.
3. Через понимание и восприятие ребенком образов доброй и ласковой мамы, теплого солнышка помочь родителям сохранить у детей солнечное и доброе восприятие мира (характерное для раннего детства) на всю жизнь.
4. Помочь родителям открыть ребенку то чудо, которое несет в себе добрая книга. Способствовать возрождению в семьях традиции читать вслух любимые книги, размышлять о прочитанном, собирать домашнюю библиотеку.
5. Создать доверительные, добрые отношения между родителями и детьми. Развить у дошкольников способность следовать нравственным нормам и правилам.
С педагогами:
1. Профессиональный рост педагогов, участвующих в реализации проекта, активизация их мыслительной творческой деятельности.
2. Заинтересованность педагогов и родителей в объединении усилий по духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Интеграция дошкольного образовательного учреждения и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Мероприятия
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы.
- Уведомление родителей о теме проекта.
- Разработка идей по содержанию проекта.
- Анкетирование для родителей.
- Проведение диагностики дошкольников.
- Оформление фотогалереи «Ребенок мой родной».
Сроки проведения: сентябрь-начало октября.
Ответственный: воспитатель группы, зав. дет. сада,
ст. воспитатель.
2. Основной этап. План реализации.
Игровая деятельность:
-Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Праздники в семье», «Вечер в семье», «День рождения дочки», «Именины».
-Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» («Золотое яичко», «Колобок».
Ответственный: воспитатель группы.
Социальное развитие:
-Игровые приемы с детьми по типу: «Придумай продолжение к сказке…», «Что бы случилось с героями сказки, если бы…»
-Психологический тест для детей «Моя семья» (предложить ребенку нарисовать свою семью).
-Тест для детей с использованием пиктограммы лица. ( Задание:
покажи с помощью пиктограммы «Какое у тебя бывает лицо, когда ты смотришь на свою маму?», «Какое у мамы бывает лицо, когда она смотрит на тебя?».)
-Совместное оформление (родителями и детьми) страниц альбома «Мои истоки» на темы:
- «Моя семья»; - «Любимое имя»(родители со слов детей записывают ласковые имена своего ребенка, которыми они его называют); - «Доброе слово»(родители записывают добрые слова, которые знает их ребенок); - «Ласковая песня»(любимая колыбельная песня ребенка, которую поет ему мама); - «Солнышко для мамы»(ребенок рисует солнышко, на лучиках- мама записывает как ребенок ласково ее называет).
Ответственный: воспитатель группы,
родители детей.
Речь и речевое общение:
-Беседы с детьми на темы «Моя любимая семья», «Выходной день в моей семье», «Лето на даче», «Мои любимые питомцы»,
«Наше путешествие», «Как я помогаю дома старшим».
-Активные занятия с участием родителей на темы:
«Добрые слова», «Имя моего ребенка», «Любимый образ», «Колыбельная песня», «Праздничная песня. Рождество», «Добрый мир», «Любимая книга».
Ответственный: воспитатель группы.
Здоровье и физическое развитие:
-Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Ответственный: физкультурный работник.
-Составление режима дня для каждой семьи.
Ответственный: медсестра.
-Межсемейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!».
Ответственный: физкультурный работник,
воспитатель группы.
-Презентация «Любимое сладкое блюдо моей семьи».
Ответственный: воспитатель группы,
родители.
-На основе презентации составление книги «Семейные рецепты»
Ответственный: родители.
Познавательное развитие:
Природа:
-Составление альбома «Домашние любимцы ребят нашей группы»
Ответственный: воспитатель.
-Организация осенней выставки «Что растет у нас на даче».
-Организация выставки поделок «Чудеса осени» (из овощей и из природного материала).
Ответственный: воспитатель, родители.
Конструирование:
-Семейные постройки на тему «Дом моей мечты», «Любимая дача».
Ответственный: воспитатель, родители.
Дидактические игры (на классификацию) :
-«Выбери мебель, которая имеется в вашем доме», «Выбери посуду, которой пользуется ваша семья во время обеда», «Выбери посуду, необходимую для приготовления пищи», «Выбери продукты питания, которые вы с мамой покупаете в магазине».
Ответственный: воспитатель.
Эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
-Рисование на темы: «Мой дом», «Обои для моей любимой комнаты».
-Лепка на темы: «Моя семья», «Мое любимое животное»
Ответственный: воспитатель.
Художественная литература:
Сентябрь:
-Знакомство с пословицами о добрых словах.
-Чтение русской народной сказки : «Кот, петух и лиса»
-Чтение и заучивание потешек.
Октябрь:
-Чтение русской народной сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке, объяснение содержания иллюстраций.
-Чтение стихотворных текстов : «Белая березка», «Доброе утро» (Э. Костина, «С добрым утром» (А. Яшин).
Ноябрь:
-Заучивание любимых колыбельных песенок.
-Чтение колыбельных песенок (А. Майков).
-Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.
Декабрь:
-Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса», рассматривание иллюстраций.
-Чтение рассказа «Елка»(К. Лукашевич).
Январь:
-Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
-Знакомство с пословицами о добрых людях.
-Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»(«Золотое яичко») -Чтение стихотворного текста : «Праздник»(И. Рутенин)
Февраль:
-Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций.
-Чтение стихотворения «Мама».
Март:
-Чтение потешек о солнышке.
-Чтение закличек о солнышке.
-Чтение стихотворения «Солнечный зайчик»(А. Бродский).
-Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», рассматривание иллюстраций.
Апрель:
-Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка»
-Чтение стихотворения «Наш дом»(Е. Королева)
-Чтение рассказа «Самый лучший в мире дом»(Э. Михаленко).
-Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций. Игра-драматизация по сказке.
-Чтение рассказа «Самый вкусный пирожок»(Л. Нечаев).
Май:
-Знакомство с пословицами о доброй книге.
-Чтение и заучивание потешек о домашних животных.
-Чтение стихотворных текстов : «Доброе лето»(Н. Полякова, «Хлопотливая птичка»(А. Плещеев, «Мальчик и рыбки»(Я. Егоров,
«Доброта»(И. Брусова).
-Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» и рассматривание иллюстраций.
-Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций.
-Литературная викторина по русским народным сказкам.
Ответственный: воспитатель группы.
Музыка:
Сентябрь:
-Хороводная песня «Ай-да береза».
Октябрь:
-Хороводная песня «Заинька».
-Хороводные игры: «Ходит Ваня», «Именины».
Ноябрь:
-Хороводная песня «Кто у нас хороший».
Декабрь:
-Праздничная песня «Рождество».
Январь:
-Хороводная «Песенка про солнышко».
Февраль:
-Хороводная игра «Вышла курочка гулять».
Март:
-Песенка для мамы. (разучивание).
-Хороводная игра «Помощники».
Апрель:
-Слушание песни «Выглянуло солнышко».
-Разучивание песни «Есть у солнышка дружок».
-Хороводная игра «Солнышкино платьице».
Май:
-Хороводная игра «На лугу».
-Хороводная игра «Репка».
Ответственный :музыкальный руководитель,
воспитатель групп
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставит общество перед опасностью моральной деградации.
Требует переосмысления сама система нравственного
воспитания дошкольников. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством (с правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этической беседы, то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (В. С. Библер, В. А. Блюмкин, Е. В. Бондаревская, Р. Р. Калинина и др.)
Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознанно. Меняются критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.
Актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок – искусство» (Б. А. Бегак, Г. Г. Григорьева, Е. С. Казакова, Т. С. Комарова, Р. М. Чумичева, Т. С Сафронова и др., поскольку в условиях идеологического вакуума именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребенка. Следует отметить, что сегодня в большинстве детских садов существует формальный подход к введению ребенка в мир искусства.
Необходимость научного рассмотрения проблемы нравственного воспитания дошкольников определяется и рядом противоречий:
- между потребностью общества в гуманистически направленной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и безнравственными проявлениями в поведении части современных дошкольников;
- между пониманием важности дошкольного возраста как периода нравственного становления детей и недостаточностью психолого-педагогических исследований, раскрывающих специфику нравственного развития современных детей;
- между доминирующим значением нравственного воспитания для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально- информационных программ и технологий и потребностью в разработке форм нравственного воспитания;
Нравственное воспитание будет происходить успешно, если:
-систематически проводить занятия с детьми, содержание которых направлено на нравственное воспитание дошкольников;
- в процессе нравственного воспитания учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;
- проводить занятия с учетом дидактических принципов;
Теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества; идея уникальности и самооценки дошкольников; принцип детермитизма в понимании общей педагогики рассматриваются в трудах А. В. Запорожца, С. Н Подласного, В. А. Сухомлинского и др.
В работах Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, А. Д. Кошелева охарактеризованы идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития детей дошкольного возраста.
Из вышесказанного следует:
Положительное:
-современное личностно-ориентированное образование создает условия для развития личности ребенка;
-создается новая система ценностей, которая будет способствовать становлению нравственной культуры дошкольника, развитию гуманистически направленной личности;
-ведущими педагогами разрабатываются новые методы нравственного воспитания дошкольников, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознанно;
Отрицательное:
-возник ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей предыдущих поколений;
-возникла трансформация понимания добра и зла у подрастающего поколения, что ставит общество перед опасностью моральной деградации;
-в современной педагогике нравственному воспитанию уделяется недостаточно внимания;
-в дошкольном образовании на данный момент преобладают интеллектуально-информационные программы и технологии;
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В данном дошкольном учреждении я работаю 19 лет, имею 2 квалификационную категорию. На данный момент считаю необходимостью углубленно заниматься проблемами нравственного воспитания дошкольников в своей группе.
В ходе проведенных наблюдений и последующего их анализа в нашем детском саду выявлено:
-у детей отсутствуют нравственные ценности, такие, как способность к различению добра и зла, почитание старших, послушание, забота о ближнем, терпение, терпение, доброта, сострадание;
-дети плохо знают историю, культуру и традиции своего народа;
-мало знакомы с фольклором нашего народа, который является хранителем отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность (мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказы и сказки);
-у дошкольников отсутствуют главные социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается;
-в дошкольном образовательном процессе преобладают информационно-интеллектуальные программы и технологии;
В ходе выявленных проблем возникла идея более глубоко начать заниматься нравственным воспитанием детей своей группы на протяжении всего периода дошкольного детства, применяя в своей работе принципиально новый вид образовательного инструментария, в котором заложена предварительная работа с детьми, а также на активных итоговых занятиях совместная работа с детьми и родителями. Занятия, проводимые совместно с детьми и родителями,направлены в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей.
Известно, что одна из функций семьи – первоначальная социализация ребенка. Однако семья живет в определенном обществе, в определенное время, эпоху. Все стороны, перемены общества накладывают свой отпечаток, негативный и позитивный, на формирование современной семьи. И насколько благополучна семья, зависит то, как будет складываться и развиваться ребенок как личность. Известно, что процесс воспитания ребенка начинается в семье с первых месяцев жизни. Ошибки в воспитании с самого раннего детства могут оказаться непоправимыми и позднее проявятся в поведении ребенка в различных отклонениях развития его личности.
Обязанность каждой семьи – развивать ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он сможет «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности в раннем детстве» (Статья 18, пункт 1 – Закон РФ «Об образовании»).
Задача детского сада:
• оказать грамотную профессиональную помощь семье;
• умело организовать совместное целенаправленное развитие;
Основной целью работы в области нравственного воспитания считаю – необходимость создания условий для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также создание единого контекста воспитания и общения ребят в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Считаю, что нравственное воспитание детей будет проходить успешнее, если занятия по нравственному воспитанию дошкольников проводить систематически, также систематически приглашать на занятия родителей; учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Все развивающие и итоговые занятия необходимо выстраивать через эмоциональный, чувственный опыт семейных отношений, приобщение сердцем к родной природе, истории, традициям, культуре.
Все вышеперечисленное поможет направить естественную активность ребенка на социальное действие, на получение социально значимого результата. В результате ребенок получит хороший опыт отношений к людям, к обществу, труду, природе, традициям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду», утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. А. Васильевой, М-2010 г.
2. «Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников», С. С. Бычкова, Липецк- 1999 г.
3. «Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: ценности культуры и морали», Л. Б. Волченко, М- МГУ – 1992 г.
4. «Воспитатели и дети : источники роста», В. А. Петровский, М – 1994 г.
5. «Критерии нравственной воспитанности», А. В. Засимовский, М-1999г.
6. «Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение», Р. Р. Калинина, М-1998г.
7. «Психологическое развитие ребенка и жизненная среда», Г. А. Ковалев, М-1993 г.
8. «Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности», Новосибирск, 1992 г.
9. «Развитие нравственно-волевых качеств личности старших дошкольников средствами народной педагогики», М-1998 г.
10.«Истоковедение. Социокультурный системный подход к истокам в образовании», И. А. Кузьмин, М-2009 г.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Чем больше всего вы любите заниматься в свободное время?
2. Есть ли у вас с детьми общие занятия, увлечения?
3. Какие традиции были в семье ваших родителей?
4. Бываете ли вы с детьми на выставках, концертах, в театрах?
5. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи, прочитанные книги?
6. Как вы проводите досуг в семье?
7. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
8. Как в семье готовятся к детским праздникам?
9. Обсуждаете ли вы с детьми поступки героев книг, мультфильмов?
10. Умеет ли ваш ребенок оценивать свои поступки и поступки сверстников?
11. Есть ли у вашего ребенка обязательные трудовые поручения дома?
12. Помогает ли он вам?
13. Есть ли у вас дома животные, растения?
14. Замечает ли ваш ребенок затруднения окружающих в чем-либо, стремится ли помочь?
15. Каковы взаимоотношения ребенка со сверстниками на ваш взгляд?
Критерии к диагностической карте для детей младшей группы по устному народному творчеству
Высокий уровень:
1. Знают потешки, прибаутки. Иногда используют их в речи.
2. Знают некоторые народные приметы.
3. Знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Дети различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждения на данную тему.
5. Принимают участие в русских народных праздниках. Знают названия некоторых праздников и знают в какое время года они бывают.
6. Знают некоторые хороводные игры.
7. Знакомы с дымковскими народными игрушками, выделяют их из других игрушек.
8. Знают названия и назначение некоторых предметов русского народного быта.
9. Дети знают вежливые слова и используют их в разговорной речи.
Средний уровень:
1. Знают несколько потешек, прибауток.
2. Знают сказочных героев и умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
3. Дети различают поступки героев сказок (добрые и плохие).
4. Принимают пассивное участие в русских народных праздниках.
5. Знакомы с дымковскими народными игрушками.
6. Знают название некоторых предметов русского народного быта.
7. Дети знают вежливые слова.
Низкий уровень:
1. Знают 1 потешку или не знают вообще.
2. Знают 1 – 2 сказочных героев.
3. Принимают пассивное участие в русских народных праздниках.
4. Знают название 1 – 2 предметов русского народного быта.
5. Дети знают 1-2 вежливых слова.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
(начало учебного года)
№ Ф. И. детей Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
1. Борисов С. - - +
2. Борисов В. - - +
3. Ванюхин А. - - +
4. Годунов И. - - +
5. Калинкина А. - + -
6. Куторкина Д. - + -
7. Кудряшов Д. - - +
8. Паршина Н. - + -
9. Клостер Н. - - +
10. Мамин С. - - +
11. Нестерова Н. - - +
12. Нажалкина С. + - -
13. Куршина К. - - +
14 Колодина Д. - + -
15. Никонова Д. - + -
16. Прокопенко Т. - - +
17. Плоткин Р. - - +
18. Захарич Д. - - +
19. Чемаев С. - - +
20. Фролов Д. - - +
21. Гусейнова А. - - +
ИТОГО: 3% 25% 72%
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
(середина учебного года)
№ Ф. И. детей Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
1. Борисов С. - + -
2. Борисов В. - + -
3. Ванюхин А. - - +
4. Годунов И. - + -
5. Калинкина А. + - -
6. Куторкина Д. + - -
7. Кудряшов Д. - - +
8. Паршина Н. - + -
9. Клостер Н. - - +
10. Мамин С. - + -
11. Нестерова Н. - + -
12. Нажалкина С. + - -
13. Куршина К. - - +
14 Колодина Д. + - -
15. Никонова Д. - + -
16. Прокопенко Т. - + -
17. Плоткин Р. - + -
18. Захарич Д. - + -
19. Чемаев С. - + -
20. Фролов Д. - - +
21. Гусейнова А. - - +
ИТОГО: 19% 52% 29%